Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
ПЕХОТНЫЙ ТАНК «ВАЛЕНТАЙН»

ПЕХОТНЫЙ ТАНК «ВАЛЕНТАЙН»

19.03.2014

Создание и название

В начале 1938 года Военное министерство Великобритании предложило фирме Vickers-Armstrong Ltd. принять участие в производстве пехотного танка Mk II либо разработать боевую машину собственной конструкции по аналогичным тактико-техническим требованиям. Подобная альтернатива в предложении была не случайной: начиная с Первой мировой войны многопрофильный концерн Vickers занимался танкостроением и создал за межвоенный период несколько очень удачных образцов. Во второй половине 1930-х годов он являлся разработчиком и основным изготовителем пехотного танка Mk I Matilda I (А11) и крейсерских танков Mk I (A9) и Mk II (A10). Элементы этих машин и попытался совместить в одном проекте главный конструктор фирмы Лесли Литл. Задача оказалась не из легких - требовалось сохранить мощное бронирование, такое же, как у пехотного танка А11, использовав при этом моторно-трансмиссионную установку и ходовую часть крейсерских танков, спроектированную С.Хорстманом и капитаном Роки из фирмы Slow Motion Suspension Co. Ltd. Достичь этого можно было только путем уменьшения габаритов танка.

Высоту корпуса, по сравнению с А10, уменьшили на 127 мм (5"), а ширину подбашенной коробки примерно на 280 мм (11"). Размеры моторного отделения сократили за счет перекомпоновки агрегатов системы охлаждения и изменения схемы прохождения воздуха. Вентиляторы и радиаторы расположили не по бокам двигателя, как у А10, а сверху. Высоту башни удалось уменьшить на 216 мм (8,5"), только устранив командирскую башенку, что никак нельзя отнести к удачным решениям. Башню пришлось сделать двухместной - в результате сужения подбашенной коробки диаметр башенного погона в свету составлял всего 1270 мм (50"). Словом, почти все детали корпуса и башни старались спроектировать с минимальными размерами. Увеличилась, пожалуй, лишь ширина гусениц - с 272 до 356 мм (10,7" и 14" соответственно). Это давало возможность сохранить на прежнем уровне проходимость танка при возросшей его массе.

Чертежи новой боевой машины были представлены в Военное министерство 10 февраля 1938 года, а ее полноразмерный макет изготовили к 14 марта, но военных не устраивала двухместная башня, и целый год они раздумывали: принять проект или нет. Ухудшение обстановки в Европе способствовало тому, что 14 апреля 1939 года был выдан заказ на первую серию танков. Кроме того, фирма Vickers гарантировала, что их производство начнется не позже чем через 12 месяцев после принятия решения. К тому же, объем выпуска нового танка обещал быть большим, чем Mk II, так как трудоемкость его изготовления была на 30% меньше. Контракт, подписанный в июне того же года, предусматривал поставку английской армии 625 танков, получивших официальное обозначение Tank Infantry Mk III. К его производству привлекались еще две фирмы: Metropolitan-Cammell Carriage and Wagon Co. Ltd. и Birmingham Railway Carriage and Wagon Co. Ltd. Вскоре начались переговоры с канадцами, дабы и их привлечь к выпуску Mk III. В результате фирма Canadian Pacific Railway получила заказ на 25 машин, которые планировалось изготовить на ее заводе в Монреале. В сентябре 1939 года этот заказ увеличился до 100 единиц.

Первый прототип танка Mk III был выпущен фирмой Vickers в мае 1940 года. На машине не успели установить второстепенные узлы и детали, поэтому ее пришлось догрузить до штатного веса одной тонной свинцовых болванок. В таком виде, укомплектованный заводским экипажем и бригадой техников, танк поступил на испытания. Их результаты оказались вполне удовлетворительными. Максимальная скорость составила 22,4 км/ч. Танк преодолевал ров шириной 2,5 м и подъем в 22,5о. К концу испытаний машина прошла более 600 км.

В июне 1940 года на фирме Vickers началось серийное производство Mk III, чуть позже к нему присоединились и остальные фирмы. Первые 350 танков Mk III оснастили карбюраторными двигателями. На всех последующих танках этого типа устанавливались дизельные двигатели. Модификация с дизелем AEC 189 английского производства получила обозначение Mk III*, а с американским GMC - Mk III**. После этого стало ясно, что по мере модернизации танка (на подходе был вариант с трехместной башней, а кроме того, требовалось как-то обозначать и канадские машины) «звездочная» система превратится в нечто громоздкое и неудобоваримое. Поэтому пехотный танк Mk III получил имя Valentine («Валентайн», а по-русски – «Валентин»), его первая серийная модификация стала называться Valentine I, вторая - Valentine II и т.д.

Существует несколько версий происхождения названия Valentine. Первая и наиболее распространенная - проект был представлен в Военное министерство 14 февраля - в День Святого Валентина, чье имя и присвоили танку. Однако если быть точным, то представление состоялось 10 февраля, что, впрочем, существенного значения не имеет. Если, конечно, придерживаться этой версии.

Согласно второй версии, своим именем танк обязан известному английскому конструктору бронированных боевых машин Джону Валентайну Кардену (John Valentine Carden), который долгие годы работал на фирме Vickers и умер за три года до «появления на свет» танка Mk III. Эту версию следует признать самой неубедительной. Уж коли было желание увековечить память талантливого британского инженера, то логичнее было назвать танк не вторым, а первым его именем – «Джон».

Третья версия более прозаическая. Согласно ей, Valentine - это аббревиатура полного названия фирмы Vickers - Vickers-Armstrong Ltd., Elswick & Newcastle-upon-TINE. И уж совсем лишена фантазии точка зрения, что Valentine - всего лишь фирменный код-идентификатор продукции, не имеющий никакого подтекста и смысла.

Какой из перечисленных вариантов наиболее достоверен, сейчас, спустя 60 лет, сказать уже невозможно. Можно лишь констатировать факт - в конце 1940 года боевая машина уже официально именовалась Infantry Tank Mk III Valentine.


Модификации

Valentine  I

Первый серийный вариант. Принципиальных конструктивных отличий по башне, корпусу, вооружению, ходовой части и трансмиссии от всех последующих модификаций с двухместной башней и 2-фунтовой пушкой не имел. На машине устанавливался карбюраторный 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А189 мощностью 135 л.с. при 1900 об/мин. Емкость топливных баков 257 л. К числу характерных внешних отличий этой модификации можно отнести размещение антенного ввода радиостанции № 11 на специальном кронштейне за кормой башни и наличие амбразуры для стрельбы из личного оружия только на правом ее борту. Боевая масса машины составляла 15,7 т. В 1940 году было изготовлено 350 танков модификации Valentine I.

Valentine II

Отличался от предыдущей модели наличием дизельного двигателя АЕС А190 мощностью 131 л.с. Запас топлива во внутренних баках сократился до 163 л , но был введен наружный цилиндрический топливный бак емкостью 135 л, подключенный к системе питания двигателя. Бак размещался на левой надгусеничной полке. На Valentine II (как, впрочем, и на последних машинах модели Valentine I) устанавливалась радиостанция № 19, антенный ввод которой находился на крыше башни. На левом борту башни появилась амбразура для стрельбы из личного оружия, правда, иной конструкции, чем на правом. Несколько иначе на корпусе танка размещались ЗИП и снаряжение (в последующем их состав и расположение менялись еще несколько раз). В 1940 - 1941 годах заводские цеха покинули 700 боевых машин модификации Valentine II.

Valentine III

По мнению военных, существенным недостатком первых модификаций «Валентайна» была двухместная башня. Фирма Vickers разработала и предложила вариант трехместной башни. Основная трудность при ее создании - сохранение без изменений диаметра башенного погона, поскольку ширина подбашенной коробки не допускала его увеличения. Англичане нашли оригинальное решение: 2-фунтовую пушку сдвинули вперед на 203 мм ( 8"), а корму башни - примерно на столько же назад, для создания противовеса. Пушка по-прежнему устанавливалась во внутренней маск-установке, но передняя часть башни стала уже иной конструкции. В кормовой нише разместили радиостанцию и в результате за казенной частью пушки удалось буквально «выкроить» место для командира. Над ним смонтировали круглый люк с вращающейся трехстворчатой крышкой, в передней створке которой устанавливался перископический прибор наблюдения. Для посадки экипажа в боевое отделение танка использовался только этот люк.

Чтобы снизить неизбежное возрастание массы танка из-за установки башни большего размера и введения четвертого члена экипажа, толщину бортов корпуса уменьшили с 60 до 50 мм. В итоге масса танка возросла всего на четверть тонны.

Любопытный факт - судя по документам фирмы, трехместная башня была подготовлена к серийному производству уже в 1939 году. В таком случае сложно понять, зачем двухместную башню вообще запустили в производство. Возможно, ей отдали предпочтение по причине того, что установленная в ней 2-фунтовая пушка не выступала за габариты танка. Последнему обстоятельству в те годы придавалось большое значение практически во всех странах.

Первая машина с трехместной башней поступила на испытания 13 апреля 1942 года. Вскоре началось и серийное производство. Корпус, ходовая часть, двигатель и трансмиссия танка Valentine III были полностью идентичны тем, что у Valentine II.

 Valentine IV

 Вариант танка Valentine II с американским дизелем GMC 6004 мощностью 138 л.с. и трансмиссией. Эта модификация сменила в производстве модель Valentine II, поскольку поставки американских силовых агрегатов превышали выпуск в Великобритании собственных двигателей.

 Valentine V

Модификация танка Valentine III с американскими двигателем GMC 6004 и трансмиссией.

 Valentine VI

 Представлял собой модель Valentine IV, изготовленную в Канаде. Отличался от английского варианта рядом узлов и деталей канадского или американского производства. Например, в подвеске использовались канадские гидравлические амортизаторы Newton & Bennet. У части машин позднего выпуска лобовая деталь корпуса выполнялась цельнолитой.

 Valentine VII

Модификация танка Valentine VI со спаренным пулеметом Browning M1919A4 американского производства вместо BESA английского. Изготавливалась в Канаде.

Valentine VIII

 Вариант Valentine III с 6-фунтовой пушкой. Для установки орудия более крупного калибра пришлось вновь переконструировать башню, причем из-за больших размеров орудия ее опять сделали двухместной. Вместо одного круглого люка в крыше башни сделали два прямоугольных, закрытых двухстворчатыми крышками, - для наводчика и заряжающего. Отказ от общего люка вполне объясним - массивный казенник пушки разделил башню пополам и оба члена экипажа, находившиеся в ней, оказались изолированными друг от друга. Спереди и сзади от люка командира (он же заряжающий) были установлены перископические приборы наблюдения Mk IV, чтобы компенсировать ему потерю люка с вращающейся крышкой. Полностью переделали и маск-установку - она стала внешней. Размещенные над стволом противооткатные устройства закрыли броневым кожухом характерной формы. Поскольку вентиляционного отверстия-кармана в корме башни оказалось уже недостаточно для ее эффективной очистки от пороховых газов, на крыше башни разместили вентилятор.

6-фунтовая пушка не оставила места в башне ни для спаренного пулемета BESA, ни для двухдюймового казнозарядного дымового гранатомета. Потерю последнего попытались восполнить за счет установки на правой стороне башни двух четырехдюймовых однозарядных дымовых гранатометов.

Чтобы избежать губительного для оставшейся прежней силовой установки возрастания массы, англичане вновь пошли на сокращение толщины брони - до 43 мм.

Если судить по данным фирмы Vickers, то производство «валентайнов» с 6-фунтовой пушкой началось в декабре 1941 года. Если это так, то Valentine VIII был первым британским танком, вооруженным этим орудием, поскольку аналогично оснащенные Churchill III и Crusader III покинули заводские цеха соответственно в марте и мае 1942 года.

             Valentine IX

 Вариант танка Valentine V с 6-фунтовой пушкой в двухместной башне. На последних 300 машинах этой модификации устанавливался форсированный дизель GMC 6004 мощностью 165 л.с. при 2000 об/мин, что позволило несколько улучшить динамические характеристики танка, масса которого достигла 17,2 т.

 Valentine X

На последнем этапе производства основной моделью стал Valentine X. Эта машина представляла собой Valentine IX последних выпусков (с двигателем мощностью 165 л.с.), оборудованный автономной установкой пулемета BESA справа от пушки. Для размещения пулемета пришлось на девять выстрелов сократить боекомплект пушки. Несмотря на то, что в ходе испытаний выявились несбалансированность пулеметной установки и ограниченный боезапас пулеметных патронов, с июня 1943 года из заводских цехов начали выходить новенькие Valentine X.

Valentine XI

 Последняя серийная модификация пехотного танка Mk III. Вскоре после начала выпуска Valentine X стало очевидным, что вместо 6-фунтовой вполне можно установить 75-мм пушку, казенная часть которой имела практически те же размеры и массу. Кроме орудия и двигателя GMC 6004, форсированного до 210 л.с., Valentine XI почти ничем не отличался от предыдущего варианта.

 Производство

 14 апреля 1944 года заводские цеха покинул последний танк «Валентайн» из 6855 боевых машин, изготовленных в Великобритании. Помимо этого, с осени 1941 до середины 1943 года 1420 таких машин было выпущено в Канаде. Следовательно, общее количество «валентайнов» составляет 8275 единиц. Это самый массовый британский танк периода Второй мировой войны.

Конструкция

Компоновка танка классическая с кормовым расположением трансмиссии.

Главной особенностью конструкции корпуса и башни являлось отсутствие каркасов для их сборки. Броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что они взаимно замыкались при сборке. Затем осуществлялось их крепление друг к другу с помощью болтов, заклепок и шпонок. Допуски при пригонке различных деталей не превышали 0,01 дюйма (0,254 мм). На танках ранних выпусков борта башни были составными, затем их заменили литой кольцевой деталью.

Для посадки механика-водителя в крыше отделения управления имелись два люка, крышки которых автоматически запирались изнутри защелками. Открывание люков облегчало использование торсионно-пружинного механизма. В открытом положении крышки люков фиксировались задвижками. Под сиденьем водителя, в днище корпуса, размещался люк-лаз для аварийного выхода экипажа из танка.

В середине лобового броневого листа располагался смотровой люк водителя, а по бокам два перископических прибора наблюдения Mk IV.

В крыше башни танков Valentine I, II, IV, VI и VII имелись посадочный люк с двухстворчатой крышкой, два перископа, аналогичных перископам в отделении управления, два антенных ввода (один для работы на месте, другой - при движении), штырь для зенитной установки и стрелка-указатель (напротив правого перископа) для ориентировки при стрельбе из пушки и пулемета. Два боковых лючка в башне (у Valentine I – один лючок в правом борту), закрываемые броневыми дверцами, предназначались для стрельбы из личного оружия и для флажковой сигнализации. Зеркало на левой дверце при ее открывании позволяло наблюдать за кормой и за движением машин, идущих сзади.

В крыше башни танков Valentine III и V имелся круглый люк с вращающимся погоном и трехстворчатой крышкой. В передней откидной створке был установлен прибор наблюдения Mk IV. Второй такой прибор располагался в передней части крыши над местом заряжающего.

В крыше башни танков Valentine VIII, IX и X имелись два прямоугольных люка с двухстворчатыми крышками, три прибора наблюдения Mk IV и колпак вентилятора.

Для вращения башни на танках всех модификаций устанавливался поворотный механизм с ручным и электрическим приводом.

На танках модификаций Valentine I – VII устанавливалась 2-фунтовая (40-мм) пушка Mk IX с длиной ствола 52 калибра.

Пушка состояла из ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки, противооткатного устройства, спускового механизма, гильзоулавливателя и плечевого упора. Масса ствола без затвора - 130,2 кг. Нормальная длина отката - 265 мм.

Вертикальные углы наведения в пределах от +20о до -15о придавались пушке и спаренному пулемету с помощью плечевого упора, который крепился к левой щеке кронштейна гильзоулавливателя и мог регулироваться в соответствии с ростом наводчика.

На танках модификаций Valentine VIII и IX устанавливались 6-фунтовые (57-мм) пушки Mk III и Mk V, а на Valentine X - Mk V.

6-фунтовая пушка Mk III с длиной ствола 42,9 калибра была разработана на основе буксируемой противотанковой пушки Mk II. Затвор вертикально-клиновой, полуавтоматика копирного типа. Масса орудия 326,88 кг.

Вертикальное наведение в пределах от -8о до +17о осуществлялось с помощью плечевого упора и двух «пистолетных» рукояток, на которых находились электроспуски пушки и спаренного пулемета.

6-фунтовая пушка Mk V имела длину ствола 50 калибров и большую начальную скорость снаряда. Ее наведение по вертикали производилось с помощью подъемного механизма винтового типа.

Боевые машины Valentine XI вооружались 75-мм пушкой Mk V с длиной ствола 36,5 калибра. Затвор клиновой, полуавтоматический. Скорострельность до 20 выстр./мин. Масса орудия 314 кг. Вертикальное наведение от -12,5о до +20о с помощью подъемного механизма винтового типа. Электроспуск - ножной.

В «валентайнах» всех модификаций (за исключением VIII и IX) устанавливался спаренный (на Valentine X и XI - автономный) 7,92-мм пулемет BESA, на Valentine VII - 7,62-мм спаренный пулемет Browning M1919A4.

У части машин на специальном кронштейне на крыше башни крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Bren.

У Valentine I - VII в башне, справа от пулемета в отдельной маске располагался 2-дюймовый (50,8-мм) миномет для стрельбы дымовыми минами. Масса миномета 7,6 кг. Максимальная дальность метания дымовой мины - 137 м, осколочной - 415 м. Вертикальный угол обстрела - от +5о до +37о; горизонтальный - 360о (задавался поворотом башни танка).

На танках вариантов VIII - XI на правом борту башни на специальном кронштейне крепились два дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.

Для стрельбы из 2-фунтовой пушки и спаренного пулемета использовался телескопический прицел № 24B Mk I; для ведения огня из 6-фунтовых пушек - телескопические прицелы № 39 Mk I или № 33 Mk II; из 75-мм пушки - № 50х3L Mk I.

В боекомплект танков с 2-фунтовой пушкой входили 60 – 62 выстрела с бронебойными снарядами, 3150 патронов калибра 7,92 мм (14 лент) или 3500 патронов калибра 7,62 мм (Valentine VII), 600 патронов калибра 7,7 мм и 18 дымовых мин калибра 50,8 мм.

Боекомплект танков Valentine VIII и IX с 6-фунтовой пушкой состоял из 53 выстрелов с бронебойными снарядами и 600 патронов калибра 7,7 мм, Valentine X - из 44 выстрелов, 3150 патронов калибра 7,92 мм и 600 патронов калибра 7,7 мм.

У танка Valentine XI в боекомплект входили 46 75-мм выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, 3150 патронов калибра 7,92 мм и 600 патронов калибра 7,7 мм.


Марка орудия Тип снаряда Масса снаряда, кг Начальная скорость, м/с Толщина пробиваемой брони на дистанции 450 м при наклоне плиты 30 град., мм
2pdr.Mk IX бронебойный 0,921 848 57
6pdr.Mk III бронебойный 2,745 848 81
6pdr.Mk V  бронебойный 2,745 898 83
75 mm Mk V бронебойный 6,791 615 68
осколочно-фугасный 6,328 615 -

 


На танке модификации Valentine I устанавливался 6-цилиндровый четырехтактный карбюраторный рядный двигатель AEC A189 жидкостного охлаждения мощностью 135 л.с. при 1900 об/мин.

На боевых машинах всех остальных модификаций применялись два типа силовой установки: с двигателем АЕС А190 и двигателем GMC.

Двигатель АЕС А190 - 6-цилиндровый, четырехтактный бескомпрессорный дизель с вихревой камерой сгорания «Риккардо Комета III», рядный, мощностью 131 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра - 120 мм. Ход поршня - 142 мм. Рабочий объем двигателя - 9650 см3. Масса сухого двигателя - 700 кг.

Топливо - дизельное. Емкость основного бака - 145 л, бака постоянного давления - 25 л.

Запуск двигателя осуществлялся электростартером, с предварительным подогревом воздуха электроподогревательными свечами. Для облегчения запуска при низких температурах двигатель снабжался приспособлением для впрыска эфира во всасывающую трубу.

Двигатель GMC 6-71 модели 6004, 6-цилиндровый, рядный, двухтактный быстроходный дизель с нагнетателем, струйного распыления, жидкостного охлаждения, мощностью 130 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра - 108 мм. Ход поршня - 127 мм. Рабочий объем двигателя - 6970 см3. Масса сухого двигателя - 725 кг.

Топливо - дизельное. Емкость топливного бака - 165 л. Системы смазки и охлаждения аналогичны двигателю АЕС А190.

Запуск двигателя - электростартером. Для облегчения запуска при низких температурах двигатель снабжался приспособлением для подогрева воздуха, поступающего из нагнетателя.

В тех случаях, когда водитель во время движения танка выбывал из строя или возникала крайняя необходимость в немедленной остановке двигателя, командир мог прекратить подачу воздуха к двигателю нажатием электрокнопки управления аварийным выключением двигателя.

В зависимости от типа двигателя на танках «Валентайн» использовались два типа трансмиссий.

В трансмиссию танков с двигателями АЕС входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения J-151, четырехходовая, пятискоростная (5+1) коробка передач Meadows type 22, коническая поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы и двойные планетарные бортовые передачи.

Трансмиссия танков с двигателями GMC отличалась наличием сухого однодискового главного фрикциона М-6004 и механической трехходовой пятискоростной (5+1) синхронизированной коробки передач Spicer synchromech.

Особенностью трансмиссии на танках с двигателями GMC было то, что двигатель, главный фрикцион, коробка передач и картер конической передачи устанавливались на общем основании как один агрегат и крепились в пяти точках.

На всех моделях «Валентайна» устанавливались тормоза колодочного типа, причем тормозные барабаны находились с внешней стороны ведущих колес.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести обрезиненных опорных катков (двух диаметром 610 мм и четырех диаметром 495 мм), ведущего колеса заднего расположения (зацепление цевочное посередине гусеницы), направляющего колеса с натяжным механизмом кривошипного типа, трех поддерживающих катков. Подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором. В каждую гусеницу входило 103 литых трака шириной 356 мм, шаг трака 112 мм.

Танк оборудовался двумя типами радиостанций: № 11, включавшей систему внутренней связи TANNOY и № 19 – со своей собственной системой внутренней связи. Радиостанция № 19 имела радиус действия на коротких волнах 15 км (в режиме УКВ - 1,5 км).

 

Боевое применение

 

Северная Африка

 

В течение года после начала серийного производства проходило освоение новой материальной части в танковых соединениях британской армии. Одними из первых в 1941 году «валентайны» поступили в 6-ю и 11-ю танковые дивизии, а еще раньше, осенью 1940-го - в 1-ю польскую танковую дивизию.

Боевое крещение эти машины получили в Северной Африке в ноябре 1941 года в ходе операции «Крусейдер». Из шести дивизий и пяти бригад 8-й английской армии, участвовавших в этой операции, одна дивизия и три бригады были бронетанковыми. В состав 1-й армейской танковой бригады (1st Army Tank Brigade) входил 8-й Королевский танковый полк (8th RTR), полностью укомплектованный «валентайнами» (42 единицы). Еще 10 машин этого типа имелось в составе 32-й армейской танковой бригады, входившей в гарнизон осажденного итало-германскими войсками Тобрука. Большинство же боевых машин в обеих бригадах составляли «Матильды» - 159 единиц.

Спустя пять месяцев в сражении при Эль-Газале «Матильдами» была вооружена только 32-я армейская танковая бригада. Что же касается 1-й армейской танковой бригады, то ее полностью перевооружили «валентайнами». В этом соединении, состоявшем из 8-го, 42-го и 44-го Королевских танковых полков, насчитывалось 174 «Валентайна».

К началу первой фазы сражения у Эль-Аламейна в июле 1942 года «Валентайнами» была вооружена лишь 23-я танковая бригада (23rd Armoured Brigade) - одна из семи, участвовавших в сражении. В ней насчитывалось 186 боевых машин - танков Valentine II и Valentine IV, вооруженных 2-фунтовыми пушками.

В ночь с 21 на 22 июля 161-я индийская и 6-я новозеландская пехотные бригады начали наступление на кряж Рувейсат и на Эль-Мирейр, быстро и успешно завершившееся - утром 22 июля после ожесточенного боя новозеландцы достигли впадины Эль-Мирейр, а индийцы ворвались в Дейр-эш-Шейн. Однако, как  это уже не раз бывало, английские танки своевременно не поддержали свою пехоту. В результате контратаки 15-й немецкой танковой дивизии новозеландцы только пленными потеряли несколько сот человек. Тогда вперед двинулись «валентайны» 23-й бригады. Они шли под непрерывным огнем противотанковых орудий, а затем попали на минное поле. В итоге 23-я бригада была разгромлена подошедшей 21-й танковой дивизией немцев, а новозеландская и индийская пехота была вынуждена отойти. Таким образом, наступление англичан в центре позиции у Эль-Аламейна 22 июля закончилось катастрофой: за один день они потеряли более 100 танков и около 1400 человек только пленными.

Сражение у Эль-Аламейна стало последней крупной операцией, в которой в сколько-нибудь заметных количествах участвовали «валентайны». В начале сентября 1942 года командующий 8-й английской армией генерал Монтгомери попросил британское Военное министерство не присылать ему больше «Матильды» и «валентайны», а отдавать предпочтение американским «грантам» и «шерманам».

К моменту выхода английских войск к линии Марет на ливийско-тунисской границе зимой 1943 года «валентайнов» в частях 8-й армии почти не осталось.

Другие театры

Северная Африка оказалась ареной наиболее массового применения английскими войсками боевых машин этого типа. В остальных случаях их использование носило эпизодический характер.

Один эскадрон «валентайнов» принимал участие в высадке на о.Мадагаскар в 1942 году. В состав 3-й новозеландской дивизии, воевавшей на Тихоокеанском ТВД, входил Специальный армейский танковый эскадрон (Special Army Tank Squadron), вооруженный танками Valentine III. Правда, из-за специфики театра в бою этим машинам пришлось поучаствовать только один раз - во время высадки на Зеленый остров в феврале 1944 года.

Из 11 британских танковых полков, воевавших с японцами в Бирме, один - 146-й полк Королевского танкового корпуса (146 RAC) - с октября 1942 года был вооружен танками Valentine III. Несмотря на поступление в последующем боевых машин других типов, в том числе танков «Генерал Грант», некоторое количество «валентайнов» продолжало использоваться в этой части вплоть до 1945 года. Лишь в мае 1945-го полк окончательно перевооружили «шерманами».

К началу высадки в Нормандии «валентайны» были выведены из первой линии танковых частей в метрополии, как, впрочем, и большинство других танков английского производства. Предпринимались попытки переоборудования их в различные машины специального назначения: прожекторные танки Valentine CDL, саперные Valentine Scorpion, Valentine AMRA, Valentine Snake и другие, но, в отличие от «Матильды», выпуск подобных машин на базе «Валентайна» развернут не был.

Больше повезло мостоукладчику Valentine Bridgelayer, созданному по схеме «ножницы». Таких машин изготовили несколько десятков. Довольно много «валентайнов» с демонтированными пушками, но оборудованных дополнительными радиостанциями, столами для карт и т.п., служили в качестве подвижных командных и наблюдательных пунктов в частях Королевской артиллерии и самоходных противотанковых дивизионах.

В рамках подготовки к предстоящим десантным операциям в 1942 году был выдан заказ на переоборудование 450 «валентайнов» в плавающий танк Valentine DD (Duplex Drive - двойной привод), предназначавшийся для преодоления вплавь прибрежной полосы. Их плавучесть обеспечивалась герметизацией корпуса до уровня крыльев гусениц и установкой водонепроницаемого брезентового кожуха. Последний натягивался на складной металлический каркас и перевозился на танке в сложенном виде. При этом его высота не превышала 35 см и он не мешал управлению танком и повороту башни. Перед погружением в воду кожух поднимался воздухом, нагнетаемым в резиновые трубчатые столбы, прикрепленные к нему. Воздух подавался или из баллонов со сжатым воздухом, или компрессором. Движение танка на плаву обеспечивалось установкой на корме гребного винта, отбор мощности на который осуществлялся от трансмиссии. При выходе танка из воды воздух выпускали, кожух опадал и его укладывали на корпусе. Гребной винт при движении по суше приподнимался или снимался с машины. Танки, оборудованные таким кожухом, были лишены возможности вести огонь на плаву. Кроме того, водитель не мог сам выдерживать направление движения, ему требовался корректировщик, функции которого обычно выполнял командир танка. Следует подчеркнуть, что «Валентайн» стал первым танком, оборудованным системой Duplex Drive. Впрочем, ни одна из 450 переоборудованных машин Valentine V и Valentine IX в боях участия не принимала - все танки служили только для подготовки экипажей.

Для частей, воевавших на Дальнем Востоке, в плавающие машины было переоборудовано 105 танков Valentine IX. Однако к месту назначения они не попали и были отправлены в Италию. В конце 1944 года в вариант DD переобрудовали несколько Valentine XI. Их отправили в Индию, где использовали для обучения.

Единственной страной, куда «валентайны» поставлялись по ленд-лизу, был Советский Союз. Причем в СССР отправили без малого половину выпущенных машин: 2394 английских и 1388 канадских, из которых до места назначения дошло 3332 танка. По данным приемных комиссий ГБТУ Красной Армии, в 1941 году было принято 216 танков, в 1942 - 959, в 1943 - 1776, в 1944 - 381. Красная Армия получила танки семи модификаций - II, III, IV, V, VII, IX и X. Как видно, преобладали машины, оснащенные дизелями GMC. Возможно, это делалось ради унификации: такие же двигатели стояли на поставлявшихся в СССР «шерманах». Кроме линейных танков, было поставлено 25 мостоукладчиков Valentine-Bridgelayer – советское обозначение МК.3М. В документах военных лет «валентайны» называются по-разному. Чаще всего MK.III или MK.3, иногда с добавлением названия «Валентайн» или, реже, «Валентин». Не часто можно встретить и обозначение модификации «Валентайн III», «Валентайн IX» и т.д. Вместе с тем в документах тех лет кроме МК-3 попадаются обозначения МК-5, МК-7, МК-9. Совершенно очевидно, что речь идет о различных модификациях этого британского танка.

Танки модификаций «Валентайн IX» и «Валентайн X», вооруженные 57-мм пушками, наряду с «шерманами», почти до конца войны продолжали запрашиваться Советским Союзом для поставок по ленд-лизу. Во многом благодаря этому серийное производство «валентайнов», уже не поступавших в британскую армию, продолжало сохраняться вплоть до апреля 1944 года.