Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
M48 Patton III

M48 Patton III

30.06.2014

Пантелеймон Омелянюк

М48 "Паттон"

В середине 40-х гг. прошлого века сухопутные войска США располагали танками трех основных типов: в легком классе – М24 "Чаффи", в среднем – старым испытанным М4 "Шерман" и в тяжелом – М26 "Першинг". Правда, вскоре последний был низведен до статуса среднего танка, а в 1948 г. была утверждена программа создания танков новых типов в каждом из классов: легкого Т41 (76-мм орудие), среднего Т42 (90-мм) и тяжелого Т43 (120-мм). Одновременно разрабатывался вариант модернизации "Першинга" – машина под обозначением М26Е2 получила новую силовую установку (двигатель AV-1790-1 и трансмиссию CD 850-1). Такие изменения были признаны достаточно глубокими, чтобы танк считать новой моделью, а не модификацией существующей – и М26Е2 приняли на вооружение как М46 "Паттон". С самого начала М46 считался переходной моделью – до принятия на вооружение Т42. Однако жизнь рассудила иначе. После начал войны в Корее модернизация танкового парка американской армии стала первоочередной задачей. Однако выпуск М46 только разворачивался, а Т42 был ещё далек от внедрения в производство. В итоге родилась ещё одна промежуточная модель – М47, сохранившая название "Паттон". По сути, она представляла собой комбинацию новой башни, разрабатывавшейся для Т42, и корпуса М46. Этот танк был выпущен в количестве 8676 экземпляров, но, несмотря на это, рассматривался командованием армии США лишь как "ограниченный стандарт". Разрабатывавшийся средний танк Т42 так и не приняли на вооружение ввиду отсутствия явных преимуществ перед М47 (в отличие от его "сверстников" – легкого Т41, ставшего М41 "Уокер Бульдог" и тяжелого Т43, принятого на вооружение как М103).

Уже в октябре 1950 г. конструкторскому бюро Детройтского танкового арсенала поручили разработку нового танка, вооруженного 90-мм пушкой. Темп работ существенно ускорился по сравнению с предыдущими годами: в декабре 1950 г. специалисты арсенала представили эскизный проект, а фирма "Крайслер" получила контракт на постройку шести прототипов под индексом Т48. Всего год спустя – в декабре 1951 г. – прототипы были переданы для войсковых испытаний в части морской пехоты США. Результаты испытаний оказались многообещающими, и заказы на новую боевую машину получили сразу четыре фирмы: "Крайслер", "Форд", "Дженерал Моторс" и "Алко Продакт". Первые серийные танка, все ещё несшие обозначение Т48, сошли с конвейера завода "Крайслер" в Ньюарке в апреле 1952 г. Таким образом, от начала разработки до внедрения в серию прошло менее двух лет – рекордные темпы для американского танкопрома. Естественно при таких темпах трудно было надеяться на "излечение" всех "детских болезней" до момента начала поставок серийных танков. С этим считался и заказчик, допускавший возврат части Т48 на заводы для доработок, и производители, создавшие для этой цели специальные производственные подразделения.

1 июля 1952 г. новый танк официально окрестили "Паттоном", а весной 1953 г., наконец, сменили индекс с Т48 на М48.

Что представлял собой М48?

Являясь развитием линейки американских танков, начатой "Першингом", М48 имел и существенные отличия. Он стал первым американским средним (основным боевым) танков, в котором экипаж сократили до четырех человек, отказавшись от помощника механика-водителя (что повлекло за собой отказ от обслуживаемого им курсового пулемета). Рабочее место механика-водителя располагалось по центру передней части корпуса. Доступ к нему обеспечивал люк в форме равнобедренного треугольника с закругленными углами. Перед люком, в крыше отделения управления, монтировались три перископических прибора наблюдения М27, а для вождения ночью в крышке люка мог устанавливаться прибор ночного видения (активного типа) М24. По бокам места механика-водителя находились боекуладки, а за ним в полу – эвакуационный люк.

Остальные три члена экипажа располагались в башне: командир и наводчик справа от орудия, заряжающий – слева. Невысокая вращающаяся командирская башенка имела три перископа и люк в крыше. Второй люк находился над рабочим местом заряжающего. В нише башни размещалась часть боекомплекта.

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. От боевого его отделяла противопожарная перегородка.

В отличие от сварного корпуса М47, М48 получил совершенно новый литой корпус с днищем закругленной формы, повышающей противоминную стойкость. Стенки корпуса в месте установки башни имеют приливы, что позволило установить башню с бОльшим диаметром погона – а это, в свою очередь, сделало возможным в будущем заменить 90-мм пушку на 105-мм. Толщина брони корпуса в носовой части составляет 110-120 мм, по бортам – 51-76 мм, в корме – 44 мм и снизу – 13-63 мм. Броня башни имеет в лобовой проекции толщину около 110 мм, с боков – 76 мм, сзади – 50 мм и сверху – 25 мм.

Главным вооружением танка М48 является 90-мм пушка М41 (такая же, как на танках М47) с длиной ствола 48 калибров. Орудие снабжено эжектором. Живучесть ствола составляет 700 выстрелов, а заменить его можно, не поднимая башню. Масса орудия – 1075 кг. Практическая скорострельность – 8 выстр./мин. Система стабилизации вооружения отсутствует. Приводы поворота башни и вертикального наведения орудия (в пределах от -9º до +19º) – электрогидравлические. Скорость поворота башни составляет 6 град./с.

Боекомплект орудия включает 60 выстрелов, из них 30 находится в башне и 30 – в передней части корпуса (19 слева от места механика-водителя и 11 – справа). В боекомплект входят снаряды нескольких типов: бронебойные трассирующие М318 (массой 19,9 кг), бронебойные М77, осколочно-фугасные трассирующие М17А1 (17,9 кг), кумулятивные М348А1 и М431 (14,6 кг), картечные М336 (19,3 кг) и М337 (17,8 кг), дымовые М313.

Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм пулеметом М1919А4Е1 или М73, спаренным с пушкой (боекомплект 5900 патронов) и 12,7-мм зенитным пулеметом М2НВ, монтирующимся на командирской башенке (180 патронов).

Огонь из орудия могут вести как наводчик, так и командир танка. Наводчик располагает дневным телескопическим прицелом 8-кратного увеличения и перископом с таким же увеличением. Для наводки орудия и производства выстрела служит один рычаг. Командир располагает стереоскопическим дальномером с диапазоном измерения дальности 500-4400 м и 10-кратным увеличением. Измеренная дальность до цели вводится в механический баллистический вычислитель.

На танке М48 установлен 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790-5B (или же его модификации 7, 7В, 7С) мощностью 595 кВт (810 л.с.). При массе танка 45 т он обеспечивает удельную мощность порядка 13,2 кВт/т, что является достаточно высоким показателем (для сравнения – у советского Т-54 он составляет, в зависимости от модификации, 11-12 кВт/т). С другой стороны, бензиновый двигатель М48 был весьма "прожорливым" и пожароопасным.

Гидромеханическая трансмиссия "Дженерал Моторс" CD-850-4 относится к типу "Кросс-Драйв". Имея всего две передачи вперед и одну назад, она достаточно проста в обслуживании. Однако малое число передач ведет к увеличению расхода топлива. В итоге, с полной заправкой внутренних топливных баков (757 л) запас хода М48 был до неприличия мал – всего 113 км. Для увеличения этого параметра сзади корпуса танка на специальной металлической полке устанавливали четыре 200-л бочки с горючим. Первоначально они не были подключены к топливной системе, и экипажу приходилось на остановках перекачивать бензин из них во внутренние баки. Однако вскоре этот недостаток устранили, включив внешние бочки в топливную систему. С ними запас хода возрастал примерно до 220 км, но применялись они лишь в небоевой обстановке. Максимальная скорость хода М48 на шоссе достигала 42 км/ч.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных опорных катков, ведущего колеса заднего расположения и натяжного – переднего, а также пяти поддерживающих роликов. Подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная, на первом, втором и шестом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница – с металлическими траками, снабженными резиновыми накладками, и резинометаллическими шарнирами.

Танк М48 способен преодолевать сходу водные преграды глубиной 1,2 м, а с применением оборудования для подводного вождения – до 4,5 м. Имеется противопожарное оборудование (в моторно-трансмиссионном отсеке) и фильтровентиляционная установка. Однако полноценная система защиты от оружия массового поражения отсутствует, и при преодолении зараженных участков местности экипажу приходилось бы работать в противогазах.

Модификации

Общий объем производства М48 составил 11703 единицы. Служба его растянулась на многие десятилетия, в течение которых танк постоянно совершенствовался. Появился целый ряд модификаций. Прежде всего отметим вариант М48С, который, по сути, и не являлся боевым танком – такие машины, выпущенные в небольшом количестве, изготавливались из неброневой стали и предназначались для применения в качестве учебных.

На танке М48А1 по сравнению с базовой моделью были внедрены следующие нововведения:

- пушка получила дульный тормоз характерной Т-образной формы;

- между последним опорным катком и ведущим колесом установлено дополнительное натяжное колесо, призванное компенсировать изменение натяжения гусениц при преодолении препятствий и предохранить от сброса гусеницы при поворотах;

- применена новая командирская башенка М1 с электрогидравлическим приводом поворота. В ней монтировались пять перископических приборов наблюдения и 12,7-мм пулемет М2НВ (углы вертикальной наводки от -15º до +60º) с прицелом М28. Люк башенки представляя собой откидную заднюю стенку, образовывающую достаточно удобное сиденье для командира на марше;

- стереоскопический дальномер заменен более современным М13А1;

- переделан и увеличен в размерах люк механика-водителя;

- применена усовершенствованная трансмиссия CD-850-4B;

- на задней наружной стенке башни смонтирована корзина для имущества;

- в передней части корпуса установлены крепления для бульдозерного отвала, а стойки фар удлинены так, чтобы отвал в любом положении их не закрывал.

В 1955 г. начался выпуск модификации М84А2 с обновленной силовой установкой – двигателем AVI-1790-8 с непосредственным впрыском топлива и трансмиссией CD-850-5. Скорость движения по шоссе возросла до 48 км/ч. Другие изменения, внедренные на этой модификации, включали:

- увеличение емкости внутренних топливных баков до 1268 л (запас хода возрос до 258 км);

- увеличение боекомплекта орудия до 64 выстрелов и 12,7-мм пулемета – до 1365 патронов; боекомплект 7,62-мм пулемета уменьшился до 5590 патронов;

- изменение конструкции задней стенки корпуса, в которой оборудовали двухстворчатую дверь, облегчавшую доступ к агрегатам силовой установки;

- установка новых выхлопных коллекторов, существенно уменьшивших тепловую заметность танка;

- уменьшение количества поддерживающих роликов до трех (на танках М48А2, поставляемых морской пехоте, по-прежнему устанавливались пять роликов).

Вариант М48А2С отличался отсутствием дополнительного натяжного колеса и заменой оптического дальномера М13А1 на М17С.

Все последующие модификации М48 представляли собой модернизацию ранее выпущенных образцов. В марте 1960 г. на Абердинском полигоне начались испытания шести опытных образцов танка М48А1Е1, в котором применялись многие элементы от танка М60. В частности, машина получила дизельный двигатель AVDS-1790-2А мощностью 551 кВт (750 л.с.) и трансмиссию CD-850-6. Благодаря гораздо лучшей экономичности дизеля запас хода танка возрос до 463 км. Предполагалась и установка 105-мм орудия, но стремление к ограничению стоимости модернизации и наличие больших запасов боеприпасов калибра 90 мм обусловили сохранение старой пушки. Боекомплект М48А1Е1 составлял 64 выстрела к орудию, 630 12,7-мм и 6000 7,62-мм патронов. Наводчик получил оптический дальномер М17В1С и телескопический прицел М105. Командирская башенка М1G305 обеспечивала гораздо лучшие условия для наблюдения благодаря поясу стеклоблоков, смонтированных в её нижней части. Среди других изменений – отказ от дополнительного натяжного колеса, усовершенствование системы рулевого управления и пр.

Танк М48А1Е1 приняли на вооружение под обозначением М48А3 и впоследствии в этот вариант переоборудовали 1600 танков М48А1 (хотя в различных источниках встречаются и другие цифры).

Следующее обозначение – М48А4 – зарезервировали для танков М48А1, которые должны были получить башни от М60А1. Последние, в свою очередь, предполагалось переоборудовать в "ракетные" танки М60А2 с установкой новых башен. Однако, как известно, программа создания "ракетного" М60А2 потерпела фиаско. В итоге построили лишь несколько прототипов М48А4, обозначавшихся М48А1Е3.

Иногда индекс М48А4 применяют для обозначения израильской модернизации танков М48А2 и М48А2С, поставленных в начале 60-х гг. из ФРГ в количестве более 100 единиц. Такие машины получили дизеля AVDS-1790, 105-мм орудия М68, а также низкопрофильные командирские башенки "Урдан" (зенитный пулемет теперь устанавливался снаружи башенки).

С октября 1975 г. в США началась реализация последней программы модернизации танков М48А1, М48А2, М48А3 до стандарта М48А5. Необходимость её осуществления обуславливалась несколькими факторами: провалом программ М60А2 и МВТ-70, а также передачей большого количества танков М60А1 Израилю (для компенсации потерь, понесенных в войне 1973 г.). Помимо замены двигателя и трансмиссии (как и на М48А3), модернизированные машины получали 105-мм пушки М68 с системой управления огня, аналогичной танкам М60А3, дымовые гранатометы, новые гусеницы Т142. Доработкам подвергались боеукладки, бортовые трансмиссии и целый ряд других узлов.

Первые М48А5 охраняли командирские башенки М1G305, но вскоре начали монтировать израильские "Урдан". Первоначально их импортировали из Израиля, но в 1976 г. наладили выпуск по лицензии в США.

Поскольку модификации М48А1, М48А2 и М48А3 существенно различались между собой, то для каждой из них был разработан свой модернизационный комплект. Наименьший объем работ приходилось выполнять при модернизации М48А3 – ведь эти танки уже имели дизеля и новые трансмиссии. Стоимость доработки одного М48А3 до уровня М48А5 составляла 130 тыс. долларов. А вот для М48А1 этот показатель составлял 240 тыс. долларов – ведь на них приходилось полностью заменять моторно-трансмиссионную установку.

Первые М48А5 были переданы национальной гвардии Южной Каролины в декабре 1975. В общей сложности в этот вариант в США до декабря 1979 г. доработали 2069 танков.

Специальные машины на шасси М48

Успешное применение огнеметных танков "Шерман" в Корее возродило интерес к этому классу боевых машин. Заказчиком нового огнеметного танка выступала не армия, а морская пехота. Первоначально в качестве шасси рассматривался М47, но построенный на его базе огнеметный танк Т66 остался в единственном прототипе – выбор сделали в пользу более современного шасси М48. Огнеметный танк Т67 вооружался пневматическим огнеметов М7-6, установленным вместо орудия. При этом ствол огнемета был закамуфлирован "под пушку", что делало огнеметный танк трудноотличимым от линейного. Вспомогательное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета, спаренного с огнеметом. Поскольку надобность в заряжающем отпала, экипаж Т67 сократился до трех человек.

Угол вертикальной наводки огнемета составлял от -12º до +45º. Запас огневой жидкости – 1430 л, сжатого воздуха – 0,3 куб. м. Максимальная дальность огнеметания достигала 150 м, но эффективная была гораздо ниже – порядка 100 м.

Выпуск огнеметных танков начался в 1955 г. Морская пехота заказала 56 танков М67 (на шасси М48А1) и 17 башен, установленных на танки М48А1, имеющиеся в распоряжении морской пехоты. Кроме того, в 1955-1956 г. изготовили 35 огнеметных танков М67А1 на шасси М48А2, поступивших на вооружение армии, но эксплуатировавшихся очень короткое время. Морпеховские же М67 в 1963-1964 гг. прошли доработки до стандарта М48А3, получив дизеля и новые трансмиссии. Этот вариант обозначался М67А2.

Устаревание находившихся на вооружении армии США БРЭМ М32 и М74 (обе – на шасси "Шермана"), обусловили необходимость создания новой машины этого класса. В декабре 1954 г. из нескольких вариантов был выбран проект фирмы "Боуэн-Маклафлин-Йорк", предусматривавший создание БРЭМ на шасси танка М48. Однако контракт на постройку трех опытных образцов подписали только в апреле 1956 г., а на вооружение БРЭМ приняли под обозначением М88 в феврале 1959 г. Такой долгий срок был обусловлен существенными изменениями, внесенными в конструкцию БРЭМ по сравнению с танком.

Лишенный башни корпус БРЭМ был удлинен и увеличен в высоту по сравнению с танковым. Максимальная толщина бронирования не превышала 50 мм. Поскольку масса БРЭМ существенно возросла по сравнению с танком и достигла 51 т, для сохранения приемлемой подвижности пришлось полностью переделать моторно-трансмиссионную установку. Теперь она состояла из двигателя AVSI-1790-6A и трансмиссии "Аллиссон" ХТ-1400-2.

Экипаж БРЭМ состоял из четырех человек: командира, механика-водителя и двух механиков-ремонтников. Вооружение – 12,7-мм пулемет М2НВ, смонтированный на командирской башенке.

Специальное оборудование М88 состояло из бульдозерного отвала с гидроприводом, А-образной крановой стрелы с вылетом 6,7 м, двух лебедок с тяговым усилием 41 тс и комплекта ремонтного инструмента и оборудования (в т.ч. сварочного).

Серийный выпуск М88 осуществлялся в 1960-1964 гг., когда было выпущено 1075 БРЭМ. В 1970 г. производство М88 возобновилось, а в 1972 г. был разработан план модернизации БРЭМ путем установки дизельного двигателя AVDS-1790-2DR и трансмиссии ХТ-1400-4. Выпуск таких машин под обозначением М88А1 начался в 1975 г. До 1989 г. изготовлено 2169 БРЭМ М88А1, а также доработано под этот стандарт 878 М88.

Некоторое количество учебных танков М48С, а позже – и линейных М48А2 и М48А2С было переоборудовано в танковые мостоукладчики AVLB. При этом башня демонтировалась, а вместо неё устанавливался механизм установки/снятия раскладного моста. Применялись два типа мостовых конструкций, обеспечивающих преодоление преград шириной до 40 и 60 футов (12,2 и 18,3 м соответственно). Экипаж мостоукладчика состоял из двух человек – командира и механика-водителя.

Во второй половине 70-х гг. армия США начала программу создания новой ЗСУ DIVAD (Divisional Air Defence), призванной заменить устаревающие ЗСУ "Вулкан" и ЗРК "Чапарэл". В конкурсе участвовало несколько фирм, а в финал вышли "Дженерал Дайнэмикс" со спаренной 35-мм ЗСУ ХМ246 и "Форд Аэроспэйс" со спаренной 40-мм ЗСУ ХМ247. Обе установки базировались на шасси танка М48А5. Начатые в июне 1980 г. испытания показали преимущество изделия "Форд Аэроспэйс", и в 1981 г. фирма получила заказ на 618 таких ЗСУ, принятых на вооружение под обозначением М247 "Сержант Йорк". Однако после выпуска небольшой партии ЗСУ отношение к ним со стороны военных поменялось – оказалось, что "Сержант Йорк" не способен обеспечить поражение боевых вертолетов на дистанциях, превышающих дистанцию пуска современных вертолетных ПТУР. В итоге, в соединения американской армии М247 так и не попали.

Боевое применение

Создаваемый с прицелом на войну в Корее танк М48 туда так и не попал, хотя после её окончания довольно долго служил в американских частях на Корейском полуострове и в армии Республики Корея. Боевой дебют нового танка состоялся в июле 1958 г., когда морпеховские М48А1 участвовали в операции в Бейруте.

В марте 1965 г. первый взвод, вооруженный танками М48А3 (из состава 3-го ТБ морской пехоты) прибыл во Вьетнам. В июле к нему присоединились ещё два взвода, а в середине августа они пошли в бой, участвуя в операции "Старлайт". В ходе неё танки были повзводно приданы трем батальонным боевым группам морской пехоты. За два дня боев морпехи при поддержке танкистов уничтожили около 700 вьеткогонцев. Собственные потери составили семь подбитых танков, но шесть из них удалось эвакуировать, и лишь одного пришлось подорвать. Впоследствии морпеховские М48А3 воевали во Вьетнаме вплоть до конца 1969 г. Нашли применение во Вьетнаме и огнеметные М67А2. Малый возимый в танке запас огнесмеси не позволял использовать М67А2 в глубоких рейдах, обычно они использовались в системе обороны баз.

Когда в 1965 г. готовилось к переброске во Вьетнам первое крупное армейское соединение – 1-я пехотная дивизия – из её состава по настоянию вышестоящего командования было изъято оба штатных танковых батальона. Считалось, что для "полицейской" операции танки не будут нужны. Но при этом вне поля зрения генералитета осталась разведывательная часть дивизии – 1-й эскадрон 4-го кавполка – также располагавшая М48А3. Однако по прибытии во Вьетнам недосмотр бы выявлен, и кавалеристам пришлось сдать танки на хранение. Лишь несколько месяцев спустя удалось-таки доказать, что во Вьетнаме идет настоящая война, и танки вернулись в части. Окончательно переломило мнение армейского командования успешное применение М48А3 25-й пехотной дивизией в 1966 г. во время боев у Сайгона. После этого количество американских танков во Вьетнаме начало возрастать, а район их применения расширился до почти всей территории Южного Вьетнама – за исключением дельты Меконга. Танки выполняли задачи огневой поддержки пехоты, сопровождения колонн, применяли их и для расчистки путей и территорий вокруг баз. А вот встреч с танками противника не отмечалось.

"Под занавес" войны, в период "вьетнамизации", американцы передали несколько десятков М48А3 армии Южного Вьетнама, где такими машинами вооружили один полк. Вот им-то и пришлось поучаствовать в танковых стычках с северовьетнаскими Т-54 советского производства (и их китайскими "клонами" "тип 59"). Если верить американским публикациям, то в абсолютных цифрах южновьетнамские танкисты выиграли, уничтожив вражеских танков больше, чем потеряли своих. Но переломить ход войны в пользу сайгонского правительства это не помогло.

В общем, вьетнамская война принесла М48 достаточно хорошую репутацию. Этого нельзя сказать о другом конфликте, разгоравшемся примерно в то же время в ином регионе Азии – индо-пакистанской войне 1965 г. К моменту её начала танки М48 (вместе с более старыми М47 и легкими М24) составляли основу бронетанковых войск Пакистана. В первой фазе боев, после наступления из района Кхем Каран, индусы были отброшены, однако пакистанцы не смогли достаточно быстро развить успех. Индийские части получили возможность перегруппироваться и организовать для противника ловушку. Им удалось направить пакистанскую контратаку в узкое пространство между рекой и каналом, а кроме того – затопить часть территории. 8-9 августа продолжались стычки разведывательных дозоров, а 10-го наступила развязка. В сражении с пакистанской стороны участвовало 264 танка М47, М48 и М24, с индийской – 135 "Центурион", "Шерман" и АМХ-13. Наступая по сильно пересеченной местности, без надлежащей поддержки со стороны пехоты и без возможности маневра, пакистанские танковые части попали под сосредоточенный огонь индийской артиллерии и танков, находившихся на заранее подготовленных и окопанных позициях. В тот день пакистанцы потеряли 97 танков различных типов, значительную часть среди которых составляли М48. Поля вокруг Асал Уттар, заполненные остовами уничтоженных боевых машин, были прозваны "Паттон Нагар" – "кладбище Паттонов".

Вновь померяться силами с индусами пакистанским "Паттонам" довелось во время войны 1971 г. И на этот раз успех был не на их стороне. В частности, 16 декабря "Паттоны" провели несколько контратак с целью помешать захватить плацдарм индийскими войсками на берегу реки Басантар. У индийцев из тяжёлого вооружения было три танка ("Центурионы" или Т-55). Первую атаку они сумели отбить. Во время второй атаки их атаковал целая рота "Паттонов" (больше 10 танков). В результате танкового боя вся танковая рота пакистанцев была уничтожена, при этом все три индийских танка были выведены из строя. Индийцам удалось удержать плацдарм.

В 1993 г. несколько пакистанских М48А5 было направлено в составе международных миротворческих сил в Сомали.

Совершенно другой характер имели бои с участием "Паттонов" на Ближнем Востоке. К 1967 г. Израиль располагал примерно тысячей танков, из них 100 приходилось на поставленные из ФРГ в первой половине 60-х гг. М48А2С. Пополудни пятого июня (в первый день "шестидневной войны") вооруженные ими батальоны участвовали в захвате Хан Юниса и Рафаха на побережье Средиземного моря. В бою за железнодорожную станцию и город Рафах экипажи израильских M48 дрались с египетскими Т-34-85 и тяжёлыми ИС-3 из состава танковых подразделений 7-й египетской пехотной дивизии. Лобовую атаку передового отряда 7-й танковой бригады полковника Гонена в составе двух рот "Центурионов" египтяне смогли отбить, тогда батальон М48 под командованием майора Эхуда Элада обошел Рафах и нанес удар двумя колоннами. 90-мм снаряды не могли пробить лобовую броню ИС-3 на нормальных дистанциях боя. В этом случае израильтяне использовали преимущества мобильности и скорострельности средних M48, заходя противнику с фланга. Потеряв несколько "Паттонов" израильтянам удалось отбросить арабов с северной окраины города и устремиться к населенному пункту Эль-Ариш. Сбить египтян с позиций частям 7-й бригады удалось только в третьей атаке ценой потери 17 "Центурионов". Однако египтяне контратаковали и с первого же раза восстановили положение, отбросив танкистов на исходные позиции. В ход сражения вмешался генерал Тал, он не стал дожидаться резервов и принял рискованное решение – оставшиеся "Центурионы" вновь пытаются атаковать вдоль шоссе, а батальон "Паттонов" обходит позиции арабов с юга. В тяжёлом бою за Джиради M48 сумели одержать победу. Все, без исключения, М48 батальона получили попадания снарядов или минометных мин, командир батальона погиб. Батальон "Паттонов" Ури Барома в бою за Рафахский перекрёсток уничтожил около дюжины египетских Т-34-85 и 15 ИС-3М. Потери M48 на египетском фронте неизвестны; в целом Израиль потерял там 122 танка всех типов (63 безвозвратно), Египет – свыше 820 танков, большая часть которых была брошены в исправном состоянии.

Вследствие этих побед был отрезан сектор Газа, где находилось около 10 тыс. египетских солдат, и создалась благоприятная обстановка для развития наступления вглубь Синайского полуострова. Пустынный характер местности позволил в полной мере реализовать преимущества танков – подвижность, совмещенную с огневой мощью. Смелые и глубокие удары, не прекращающиеся с наступлением темноты, не дали возможности египтянам организовать оборону. Их положение усугублялось ещё и полным господством израильской авиации в воздухе. В итоге, уже 7 июня египетское командование вынуждено было принять решение об оставлении Синайского п-ова и отводе остатков своих войск за линию Суэцкого канала. Израильтяне же, перегруппировав свои силы, к 10 июня разгромили сирийскую и иорданскую армии. На вооружении последней, кстати, тоже находились "Паттоны" как более старые М47, так и М48А1. Этими машинами были укомплектованы 40-я и 60-я танковые бригады. В ходе боев Иордания потеряла 2/3 своих танков, причем львиная доля потерь – на счету израильской авиации. Около 100 М48 стали израильскими трофеями.

Танки "Паттон" заслужили высокую оценку израильских танкистов – особо подчеркивалась их надежность и мощь вооружения, достаточная для поражения бронетехники противника.

После "шестидневной войны" парк М48 Армии обороны Израиля существенно пополнился за счет поставок из США. К 1973 г. все израильские "Паттоны" прошли модернизацию. Они получили дизельные моторы AVDS-1790, 105-мм пушки М68 (выпускавшиеся в США по лицензии орудия L7 английской разработки), низкопрофильные командирские башенки "Урдан". Американские пулеметы М73 и М85 заменили более надежными бельгийскими MAG. Модернизированные М48 в Израиле получили обозначение "Магач". Его происхождение трактуется таким образом: "Magach" – "Ma-Ga-Ch" – первый и последний слоги представляют начальные слоги написания на иврите цифр четыре и восемь, Ga - производное от Gimel – Германия, как напоминание о том, что первые М48 были получены из ФРГ.

Война "Йом Киппур" в октябре 1973 г. стала последним крупномасштабным конфликтом, в котором участвовали израильские М48. К началу конфликта Армия обороны Израиля располагала 390 "Магачами". С арабской стороны в боях вновь участвовали иорданские "Паттоны". Как известно, эта война характеризовалась весьма динамичным развитием событий с переходом инициативы от одной стороны к другой. Началась она наступлением египетской армии, а израильтянам пришлось обороняться. 6 октября несколько взводов израильских M48 были отправлены для обороны крепости Лахтзанит на египетском фронте. Египетской пехоте удалось захватить крепость, подбив два "Паттона". Немногим позже, египтяне подбили еще три M48, ведя огонь уже из захваченной крепости. Следующая колонна попала под огонь двух египетских танков на другой стороне канала и вынуждена была отступить. 9 октября, 421-я бригада танками M48 атаковала египетские позиции возле "Китайской фермы". Там она попала под сосредоточенный огонь Т-54, потеряла 36 танков и вынуждена была отступить. 14 октября, M48 143-й дивизии вступили в бой с египетскими Т-55, подбив около 50 танков. 16 октября, на сирийском фронте, 40-я танковая бригада Иордании атаковала израильские войска. Потеряв 28 "Паттонов", иорданцы откатились на исходные позиции.

Остававшиеся в строю "Магачи" к началу 80-х гг. прошли очередной тур доработок, получив накладную динамическую броню "Блейзер". Несколько частей, вооруженных М48, участвовали в ливанской войне 1982 г. Известный бой с их участием произошел 10 июня, когда израильское командование отправило войска для преследования ошибочно принятых за отступающих частей 1-ой сирийской дивизии. 362-й батальон с танками M48A3, которой пытался преследовать сирийцев, к полуночи 10 июня, попал в засаду возле Султан-Якуб и потерял большую часть своих сил, спешившие на помощь 363-й батальон и 880-я дивизия также понесли потери. В ходе боя израильтяне потеряли 10 танков и несколько бронемашин и отступили.

Достаточно широко применялись "Паттоны" в ходе ирано-иракской войны. К её началу Иран располагал примерно 400 М47 и М48. Особенно полезными они оказались в начальный период войны, сдерживая продвижение иракских войск. При этом иранские танковые подразделения часто попадали в окружение, а их техника становилась вражеским трофеем. Считается, что Ирак захватил порядка 200 М47 и М48.

В настоящее время танки М48 остаются в строю армий восьми стран мира. В частности, Греция располагает 490 модернизированными М48А5 MOLF, Турция – 758 М48А5Т2 (ещё до 2000 М48 различных модификаций находится на хранении), Ливан – 104 М48А1/А5, Иран – 80 М48, Марокко – 225 М48А5, Республика Корея – около 300 М48А3К и 500 М48А5/А5К1/А5К2, Таиланд – 105 М48А5, Тайвань – 100 М48А5 и более 450 М48Н.