Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
Panzer IV

Panzer IV

19.09.2014

Разработка

 

Проект Panzer IV  разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, условно предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuhrerwagen - BW. Впрочем, по другой версии BW – это Begleitwagen – машина поддержки. Второй вариант представляется наиболее достоверным, тем более, что танк предназанчался для замены так и не запущенного в большую серию трехбашенного танка поддержкиNb.Fz. Первое упоминание о желательности замены Nb.Fz. новым танком поддержки встречается в документах 6-го департамента Управления вооружении датированных ноябрем 1934 года.

Проектированием нового BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp в Эссене. Соответствующий заказ от Управления вооружений они получили в конце февраля 1935 года.  Первой, в апреле 1935 года, свой проект предложила фирма Krupp. По сути это были две машины, отличавшиеся бронированием и, соответсвенно, массой – 17,2 или 18,5 т. В отличие от Nb.Fz., трансмиссия располагалась впереди, а двигатель сзади. Вооружение танка состояло из  75-мм пушки и пулемета, размещенных в главной башне, несколько смещенной к левому борту, и пулемета, установленного в пулеметной башенке, расположенной в передней части корпуса справа. На главной башне предусматривалась командирская башенка. Экипаж машины должен был состоять из 6 человек: командира, наводчика, заряжающего (все в башне), механика-водителя и пулеметчика (в корпусе впереди) и радиста (в корпусе, позади механика-водителя). Ходовая часть предусматривалась в двух вариантах исполнения – с восемью и шестью опорными катками.

К проекту фирмы Krupp сохранилась пояснительная записка, откуда собственно и почерпнута вся вышеприведенная информация, но, увы, нет ни одной фотографии. Хотя доподлинно известно, что Управление вооружений заказало два шасси, две верхних части корпуса и один комплект башен, все из простой стали. Впрочем, возможно, это связано с тем, что в вышеописанном виде прототип BW I Kp так и не был построен. На стадии изготовления от пулеметной башенки отказались, заменив ее шаровой установкой пулемета в лобовом листе корпуса. Экипаж сократили до 5 человек, передав функции радиста пулеметчику. О первоначальном замысле теперь напоминали только смещенная к левому борту башня и характерный (а для непосвященного человека  еще и малопонятный) излом лобового листа корпуса. Изготовили два прототипа: один с  восьмикатковой ходовой частью и рессорно-балансирной подвеской, другой – с шестью опорными катками и торсионной подвеской. Результаты заводских испытаний последней оказались настолько плохими, что до конца Второй мировой войны отбили у инженеров Круппа  желание ею заниматься!

Ну а что же предложила фирма Rheinmetall? Тут с информацией все обстоит с точностью до наоборот: документов не сохранилось, зато фотографий в избытке. По ним можно судить, как примерно должен был выглядеть и крупповский прототип. В отличие от него прототип фирмы Rheinmetall был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у многобашенного танка Nb.Fz. По итогам заводских испытаний, в ходе которых BW I Kp в октябре 1936 года прошел 2043 км, и испытаний на полигоне Управления вооруженией в Мюнсингене, предпочтение отдали крупповской конструкции ходовой части. Еще в апреле 1936 года танк  получил стандартное армейское название Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое - Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств Вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.

 

 

Модификации

 

Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

 

Pz.IV Ausf.A

 

Броневая защита корпуса танка Ausf.A колебалась от 14,5 до 8 мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов - 20, кормы - 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 c длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один, спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа ZF SFG 75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра (470 мм), сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.

Характерными чертами машин модификации A стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.

До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А (производственная серия 1/BW). Практически это была установочная партия.

 

Pz.IV Ausf.B

 

Машины модификации В (2/BW) несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него - бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Толщину лобовой брони подбашенной коробки, носовой части корпуса, башни, а также броню маски пушки и командирской башенки довели до 30 мм. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов.

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 42 Pz.IV Ausf.B.

 

Pz.IV Ausf.C

 

С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С (3/BW). Было заказано 140 единиц, изготовлены 134 танка и шесть шасси для инженерных войск. С 41-й машины серии (заводской номер - 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.

 

Pz.IV Ausf.D

 

С октября 1939-го по октябрь 1940 года была изготовлена 231 машина модификации D двух производственных серий 4/BW и 5/BW, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. Машины серии 5/BW  имели 50-мм броню лобового листа корпуса. В 1940 - 1941 годах лобовую и бортовую броню подбашенной коробки усилили 20-мм листами. Были введены новые смотровые приборы в бортах башни и корпуса и ограничители поворота тележек подвески на 3, 5 и 7-ом опорных катках. Была установлена шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню). Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Tp.- tropen - тропический). В марте - апреле 1940 года 16 шасси серии D использовали для изготовления мостоукладчиков, а в июне один танк был изготовлен для опытных целей.

В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942 - 1943 годах некоторое количество танков Pz.IV Ausf.D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18.

 

Pz.IV Ausf.E

 

Главным отличием модификации Ausf.E (6/BW) от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню подбашенной коробки довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска - до 35...37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма - 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50...95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя,  новый вспомогательный бензоэлектрический агрегат, упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т.

С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 200 машин версии Е. Четыре шасси использовались для изготовления мостоукладчиков, а два шасси модификации Е в опытном порядке получили ходовую часть с шахматным расположением опорных катков.

 

Pz.IV Ausf.F

 

Pz.IV Ausf.F (7/BW) появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни - до 50 мм, борта - до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двухстворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48%, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм и новое направляющее колесо. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke. В 1942 году некоторое количество танков Ausf.F было оборудовано комплектами навесной дополнительной бронезащиты, однако по результатам испытаний ее сочли неэффективной.

Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против французских танков, так и против английской «Матильды». После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц, а затем возобновили уже в варианте с длинноствольной 75-мм пушкой. Но это уже другая история.

В общей сложности с 1937 по 1942 год были изготовлены 1133 танка Pz.IV с короткоствольными пушками.

 

Конструкция

 

Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемет (за исключением модификаций B и C), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.

КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации А крышки - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет.

В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нем надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций B, C и D перископический прибор отсутствовал.

По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.

Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.

БАШНЯ - сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В ее передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемет и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стеклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.

В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стеклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель. У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками, благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка.

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия.

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций A - F1 - пушка 7,5 cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10о до +20о. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с) снарядами.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке (кроме модификаций B и C).

Танки Pz.IV первоначально оборудовали монокулярным телескопическим прицелом TZF 5b, а начиная с Ausf.E - TZF 5f или TZF 5f/1. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.

Боекомплект пушки в зависимости от модификации танка колебался от 80 до 122 выстрелов. Боекомплект пулеметов - 2700...3150 патронов.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108TR, HL 120TR и HL 120TRM, 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров - 60о), карбюраторные, четырехтактные, мощностью 250 л.с.(HL 108) и 300 л.с.(HL 120) при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3. Следует подчеркнуть, что оба двигателя были аналогичной конструкции.

Топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость трех бензобаков 420 л (140+110+170). Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 330 л, по бездорожью - 500 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух топливных насосов Solex. Карбюраторов - два, марки Solex 40 JFF II.

Система охлаждения - жидкостная, с одним радиатором, расположенным наклонно с левой стороны двигателя. С правой стороны двигателя находились два вентилятора.

С правой стороны от двигателя был установлен двигатель DKW PZW 600 (Ausf.A - E) или ZW 500 (Ausf.E - F1) механизма поворота башни мощностью 11 л.с. и рабочим объемом 585 см3. Топливом служила смесь бензина и масла, емкость топливного бака - 18 л.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов.

Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik SFG75 (Ausf.A) и шестискоростная SSG76 (Ausf.B - F1) - трехвальные, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четырех сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 101 (начиная с варианта F1 - 99) одногребневого трака каждая. Ширина гусеницы 360 мм (до варианта Е), а затем - 400 мм.

CРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.IV оснащались радиостанцией Fu 5, с дальностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ Pz.IV

 

Модификация           A         B         C         D      E     F1    

Боевая масса, т                   17,3     17,7     18,5      20      21  22,3 

Экипаж, чел.                          5         5          5          5        5      5      

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой

вперед                                   5920   5870   5870   5920   5920  5920 

ширина                                  2830    2830  2830   2840   2840  2880 

высота                                   2680    2850  2850    2680  2680  2680 

клиренс                                  400      400    400      400    400    400   

Толщина брони, мм:

лоб корпуса                            14,5      28      30        30   30+30  50      

борт                                        14,5  14,5    14,5    14,5   20+20 20+20

корма                                     14,5     15      15      20     20         20    

крыша                                     11       11      11      11     11         11    

днище                                     8          8        8      10     10         10    

лоб башни                              20       25     30      30     30         50    

борт и корма                           20        20     20      20     20         30    

Макс. скорость движения, км/ч:

по шоссе                                 30        35     35        42     42         42    

по местности                           17        20    20         20     20         20    

Запас хода, км:

по шоссе                                140       140   140     210    200      200  

по местности                           90         90    90      130    125      130  

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град.                 35          30    30       30    30          30    

ширина рва, м                         2,6          2,3   2,3      2,3   2,3        2,3   

высота стенки, м                     0,71         0,6   0,6       0,6   0,6        0,6   

глубина брода, м                      0,8         0,8   0,8        1      1          1      

Длина опорной

поверхности, мм                      2390      2390 2390  2390  2390     2450

Удельное давление,

кг/см2                                      0,69        0,7   0,75  0,77   0,79      0,79  

Удельная мощность,

л.с./т                                        13,3      18,1  16,9      15   13,4       13,4 

 

Боевое применение

 

Первые три танка Panzer IV поступили в Вермахт в январе 1938 года. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц. План же на 1938 год предусматривал поставку 116 танков, и фирма Krupp-Gruson почти выполнила его, передав войскам 113 машин. Первыми «боевыми» операциями с участием Pz.IV стали аншлюсс Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 году. В марте 1939 года они прошли по улицам Праги.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года в Вермахте насчитывалось 211 танков Pz.IV модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz.IV, по 12 машин в каждом полку. Однако до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии (1. Panzer Division). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung), приданный 3-й танковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz.IV, которые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящих им польских танков. Однако 37-мм танковые и противотанковые пушки поляков представляли для немцев серьезную опасность. Например, во время боя у Гловачува польские 7ТР подбили два Рz.IV. Всего же за время польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу французской кампании - 10 мая 1940 года - Панцерваффе располагали уже 290 Pz.IV и 20 мостоукладчиками на их базе. В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. Их равноценными противниками были средние французские танки Somua S35 и английские «Матильда II». Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.IV и французские В1bis и D2. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 танков Pz.IV. Безвозвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.

В 1940 году удельный вес танков Pz.IV в танковых соединениях Вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой - из-за уменьшения количества танков в дивизии до 258 единиц. При этом большинство из них по-прежнему составляли легкие Pz.I и Pz.II.

Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 года Pz.IV, участвовавшие в боях с югославскими, греческими и английскими войсками, потерь не понесли. Планировалось использовать Pz.IV и в операции по захвату Крита, но там обошлись силами парашютистов.

К началу операции «Барбаросса» из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.IV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в Вермахте классификации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тяжелым танком был КВ - в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Пробивали броню Pz.IV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.IV.

Со сходной ситуацией немцы столкнулись в Северной Африке, где короткая пушка Pz.IV оказалась бессильной перед мощно бронированными «Матильдами». Первые «четверки» выгрузили в Триполи 11 марта 1941 года, и было их совсем не много, что хорошо видно на примере 2-го батальона 5-го танкового полка 5-й легкой дивизии. По состоянию на 30 апреля 1941 года, в батальон входили 9 Pz.I, 26 Pz.II, 36 Pz.III и только 8 Pz.IV (в основном машины модификаций D и E). Вместе с 5-й легкой в Африке воевала 15-я танковая дивизия вермахта, располагавшая 24 Pz.IV. Наибольшего успеха эти танки достигали в борьбе с британскими крейсерскими танками A.9 и A.10 - подвижными, но легкобронированными. Главным же средством борьбы с «Матильдами» стали 88-мм зенитные пушки, а основным немецким танком на этом театре в 1941 году был Pz.III. Что касается Pz.IV, то в ноябре их в Африке осталось всего 35 штук: 20 - в 15-й танковой дивизии и 15 - в 21-й (преобразована из 5-й легкой).

Невысокого мнения о боевых качествах Pz.IV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): «Танк Т-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали Т-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.IV стал играть только после приобретения «длинной руки» - 75-мм пушки KwK 40.