Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
ОСНОВНОЙ ТАНК MERKAVA Mk 4

ОСНОВНОЙ ТАНК MERKAVA Mk 4

17.10.2014

Танк на цифровых технологиях

В середине 1991 г. было заявлено, что Израиль начал разрабатывать основной танк нового поколения, который поступит на вооружение в следующем десятилетии. Никакой информации относительно деталей этого проекта не объявлялось, хотя имелись предположения, что на новом танке будет комплексная система защиты и, возможно, он будет оснащен новым комплексом вооружения, в который будет включена пушка большего калибра. Однако слухи не оправдались.

Создание усовершенствованной модели танка MerkavaMerkava Mk4 основывалось на опыте проектирования, разработки и производства предыдущих моделей Merkava Mk1, Mk2 и Mk3. Как и на прежних версиях танка, при разработке новой машины приоритет отдавался повышению ее защищенности и живучести на поле боя. Разработка началась в середине 1991 года, а первый опытный образец был представлен в 2002 г. После проведения испытаний танки Merkava Mk4 с января 2003 г. стали выпускаться серийно. Первый батальон, оснащенный новыми танками, дислоцирующийся на бронетанковой базе Шизафон (Shizafon) в пустыне Негев, был введен в строй в 2004 г. 22 июля 2004 г. танки Merkava Mk4 впервые вышли на боевое дежурство в составе бригады «Менаш» (Menashe) в районе Дженина (Jenin). К концу 2005 г. новыми танками было укомплектовано уже несколько бригад.

Merkava Mk4, первый танк построенный на цифровых технологиях, как его еще называли «танк поколения PlayStation». Три прототипа машины проходили испытания начиная еще с 2001 г. Так же, как и проект первой Merkava, ставший чрезвычайно амбициозным для израильской промышленности, так и Merkava Mk4 аналогично первой машине стал для Израиля национальной гордостью. Частные израильские фирмы ответственны за постановку 45% комплектующих танка, израильские государственные предприятия поставляют 15% комплектующих танка. Министерство обороны Израиля отвечает за поставку 12% компонентов танка и за окончательную сборку машин. Остальные 28% комплектующих импортируются из-за границы.

С момента объявления о начале работ над проектом, в процесс создания новой машины, так или иначе, были вовлечены 200 израильских компаний. Из этих 200 компаний, около 40 являются основными подрядчиками в производстве танка Merkava Mk4. На танке Merkava Mk4 системы связи, электроника, датчики и компьютеры, всё объединено в сложную современную систему управления, производимую компанией Elbit. Сложнейшие электронно-оптические системы дополнены обычными прицелами и приборами наблюдения. Все имеющиеся данные доступны не только для членов экипажа, но и для других танков подразделения. Этот постоянный обмен данными помогает командирам танков лучше оценивать сложившуюся тактическую обстановку. Для командира танка уже нет необходимости чисто визуально наблюдать противника, чтобы знать, где он находится. Вся обстановка в режиме реального времени, включая электронные карты, отображается на цветных дисплеях. Это позволяет экипажу значительно быстрее получать данные обстановки, оценивать их и принимать решение. Командир танка и наводчик при необходимости могут вести наблюдение через прицелы друг друга. Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) танкового взвода Merkava Mk4 дает лучшее ситуационное понимание о происходящем на поле боя. Каждый член экипажа знает о местности, где они действуют, где их машина и машины соседей, где находится противник. В результате этого танк Merkava Mk4 повысил живучесть, огневую мощь и подвижность.

БИУС также позволяет записывать все данные, включая изображение, при выполнении боевой задачи. Эти данные затем могут быть скопированы для оценки деятельности экипажа и командира, или использоваться для обучения.

Преимущества цифрового представления данных о боевой обстановке командование израильской армии серьезно рассматривает с целью полного пересмотра структуры тактических подразделений, чтобы максимально использовать преимущества высоких технологий новых танков. Рассматривается вариант комплектования танкового взвода не тремя-четырьмя танками, а всего двумя Merkava Mk4. Подразделения более высокого уровня, чем взвод, также будут реструктурированы, с увеличением пехотных, инженерных и артиллерийских структур в составе рот, батальонов и бригад. Так, например, танковая бригада нового штата, укомплектованная танками Merkava Mk4, может иметь  в своем составе меньшее количество танков, но стала бы представлять собой более гибкое и боеспособное общевойсковое формирование. Но пока реализация этого проекта зависит от достижения необходимого уровня цифровых технологий остальных родов войск. В частности, широкополосные средства связи должны быть внедрены повсюду в армии, вплоть до каждой машины. Каждый пехотный взвод должен иметь возможность получения всех данных в реальном масштабе времени. Этот чрезвычайно дорогой проект реформирования боевых формирований с использования элементов искусственного интеллекта в Израиле получил название Tsayad (охотник). Для его завершения потребуются годы. Подобно многим израильским проектам прошлого, существует мнение, что и этот никогда не будет осуществлен в полном масштабе.

Новыми танками постепенно заменялись оставшиеся на вооружении устаревшие машины американского и английского производства, в том числе и прошедшие в Израиле модернизацию. Данных о количестве выпущенных Merkava Mk4 не публиковалось, но по оценкам экспертов в середине 2000-х годов израильской промышленностью поставлялось от 50 до 100 танков в год.

 

Защита, защита и еще раз защита

Танк Merkava Mk3 продемонстрировал переход от защиты, основанной на наращивании толщины катанной гомогенной брони к броневым комбинированным модулям, включающие высокотехнологичные композитные материалы, обладающие высокими свойствами баллистической защиты. Танк Merkava Mk4 демонстрирует дальнейшее совершенствование защищенности машины, где перешли от концентрации мер по защите только фронтальной проекции машины, к всеракурсной защите. Повышение защиты в секторе 60° во фронтальной проекции стало уже недостаточным. По мнению израильских конструкторов, танк Merkava должен быть защищен на все 360°. Это мнение родилось в результате возрастания роли двух факторов. Первый – увеличение в арсеналах количества ПТРК, реализующих принцип «выстрелил и забыл», которые поражают танки сверху. Среди таких можно назвать израильские ПТУР Spike или американские Javelin.

Второй фактор – использование в последние годы нестандартных методов вооруженной борьбы. Возрастает опасность, что большое количество вооруженных формирований будет навязывать ближний бой в урбанизированной местности. При бое в городской среде часто царит хаос и неразбериха, ввиду этого танк должен ожидать выстрела в него и сверху, и снизу, и в корму, и в борт. Боевые машины становятся уязвимыми от гранат РПГ и несут потери в результате подрыва на минах или фугасах.

Чтобы противостоять таким угрозам толщина брони крыши башни и корпуса на танке Merkava Mk4 была увеличена и стала больше, чем на всех других современных танках. Крышка люка командирской башенки танка имеет такую толщину и массу, что открывается при помощи электропривода. В аварийной ситуации ее можно открыть также с помощью дублирующего винтового механизма. Люк заряжающего на башне был удален, поскольку конструкторы посчитали, что меньшее количество люков в крыше башни повысит ее стойкость. Однако, на учебных машинах, используемых для обучения экипажей, люк заряжающего может быть временно восстановлен. В этом люке располагается опытный инструктор, сопровождая обучаемый экипаж танка.

Требование повысить защищенность башни от поражения сверху повлияло и на изменение ее профиля. Она стала иметь специфический ступенчатый силуэт, сильно отличающий новую башню от тех, что имели клиновидную форму на прежних танках Merkava. В результате, Merkava Mk4 стал значительно выше.

Еще одна опасность для танков в войнах ближайшего будущего – мины и взрывные устройства. Использование в настоящее время мощных самодельных фугасов и современных противобортовых мин повышает опасность перехода большего числа подорвавшихся танков в категорию «не подлежат восстановлению».

Резкое повышение массы боевых машин с наращиванием броневой защиты делает невозможным обеспечение им полной защиты со всех направлений и от всего спектра оружия, которое может быть использовано против танков во время боя. Merkava, с его специальными бронированными бортовыми экранами, был всегда относительно лучше защищен от поражения в борт. Танк Merkava Mk4 также имеет тяжелые бортовые экраны. На большей части танков Merkava Mk4, в районе направляющего колеса, расположенного в кормовой части корпуса, экран отсутствует. Вместо него установлена металлическая решетка. Однако на части Merkava Mk4 устанавливались бортовые экраны полной длины, прикрывающие всю ходовую часть. Кормовая секция бортового экрана была удалена с целью сокращения массы машины и для уменьшения забивания грязью ходовой части. Начиная с лета 2004 г. стали устанавливать решетку более упрощенной конструкции, имеющую меньшее количество прутьев. Кроме того, на решетку иногда устанавливают экран, изготовленный из шимсонита (разновидность специального стеклопластикового материала), чтобы уменьшить поток пыли и грязи, выбрасываемых из под гусениц при движении танка.

И если считать, что защищенность бортов танка Merkava Mk4 относительно неплохая, то днище машины, несмотря на его корытообразный профиль, считается относительно уязвимым.

Относительно конструкции усовершенствованной броневой защиты танка Merkava Mk4 было подтверждено, что используется комбинированная броня. Вероятно, что между наружными слоями используется так называемая «неэнергетическая динамическая защита» NERA (Non-Energetic Reactive Armour). В отличие от обычной ДЗ, NERA не использует детонацию ВВ для выброса пластин для разрушения и поглощения энергии кумулятивной струи. В конструкции элементов NERA использована специальная комбинация веществ, заключенных между пластинами в пределах модуля брони. Эти вещества мгновенно реагируют при воздействии на них кумулятивной струи, образуя мгновенное вздутие за счет резкого увеличения собственного объема. Это вздутие выбрасывает стальные пластины навстречу кумулятивной струе, как и при действии обычных элементов ДЗ. Однако процесс действия элемента NERA не образует осколков конструкции модуля, как это происходит при детонации ВВ. Даже простое мгновенное вздутие материала на пути кумулятивной струи приводит к ее разрушению и отклонению. Однако действие элементов NERA против кинетических боеприпасов неэффективно.

Вероятно использование в конструкции броневых модулей танка Merkava Mk4 и другой современной технологии защиты – использование новой формы NERA, названной «невзрывная динамическая защита» NxRA (Non-Explosive Reactive Armour). В таких модулях используется несколько более активные материалы, образующие вздутие и выброс пластин. Механизм поражения кумулятивной струи остался прежним – разрушение струи и поглощение ее энергии. Также как и в случае с модулями NERA, модули NxRA малоэффективны при защите от поражения кинетическими боеприпасами.

Танк Merkava Mk4 имеет усовершенствованную электромагнитную систему предупреждения, устанавливаемую в машину в стандартной комплектации. Это система предупреждения о лазерном облучении машины Ancoram второго поколения. Ранее использовавшиеся пусковые установки дымовых гранат CL-30303, производства компании IMI, заменены кассетами гранатометов новой конструкции вокруг башни танка. В настоящее время танки Merkava Mk4 оборудуются системой активной защиты Trophy, разработанной израильской компанией Rafael и обеспечивающей поражение подлетающих к машине ПТУР и гранат РПГ. Она срабатывает автоматически. Принцип действия этой системы аналогичен действию комплексов активной защиты советского производства «Дрозд» или «Арена».

Радар миллиметрового диапазона и термодатчики обнаруживают приближающуюся к танку ракету, комплекс активной защиты автоматически выстреливает навстречу ПТУР специальный боеприпас, который либо отклонит ее от танка или уничтожит. Специальные боеприпасы могут поражать подлетающие ПТУР потоком осколков, либо взрывной волной.

В танке Merkava Mk4 установлена комбинированная система коллективной защиты (СКЗ) от ОМП, разработанная израильской фирмой Kinetics. Фильтры для этой системы поставляются другой израильской компанией, Shaon. Система обеспечивает подачу кондиционированного воздуха к рабочим местам членов экипажа. Недавно прошла испытания усовершенствованная система, которая обеспечивает подачу в обитаемое отделение охлажденного увлажненного воздуха, что создает более комфортные условия для членов экипажа в тяжелых условия местного климата.

 

Повышение огневой мощи

При выборе основного оружия танка Merkava Mk4 конструкторы остановились на 120-мм гладкоствольной танковой пушке израильской разработки, имеющей соответствие со стандартами НАТО и обеспечивающей создание более высокого давления газов внутри ствола. Это обеспечивает повышение начальной скорости снаряда, что в свою очередь повышает возможности боеприпасов кинетического действия. Несмотря на высокую начальную скорость снаряда орудия танка Merkava Mk4, имеет «мягкий» откат, благодаря применению противооткатных устройств новой конструкции, что повышает точностные характеристики пушки.

На танке установлен новый полуавтоматический магазин для облегчения работы заряжающего. В защищенную кассету барабанного типа вмещается десять готовых к применению выстрелов. Такая система несколько разгружает работу заряжающего, значительно дешевле, чем полностью автоматическая система заряжания и занимает меньше объема в танке. Тип выстрела подаваемого заряжающему выбирается нажатием соответствующей кнопки. Механизм подачи в процессе заряжания блокирует 120-мм пушку на фиксированный угол заряжания, что облегчает действия заряжающего. После окончания процесса заряжания пушка разблокируется и уходит на линию прицеливания.

Израильская компания EL-OP для установки на танк Merkava Mk4 разработала усовершенствованную систему управления огнем (СУО). Новый тепловизор Tadir интегрирован в модернизированную СУО Baz. Он имеет более высокую чувствительность, больший угол обзора, лучшее разрешение и надежность. Он также требует меньшего времени на обслуживание, чем предлагавшиеся для совершенствования СУО танка другие системы. И командир танка, и наводчик имеют цветные высококачественные дисплеи, которые позволяют им вести наблюдение за полем боя и опознавание целей на больших дистанциях. И командир танка, и наводчик имеют полностью независимые прицелы со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях и автоматом сопровождения цели. Модернизированная СУО и комплект датчиков обеспечивают использование управляемой ракеты LAHAT, запускаемой через ствол танковой пушки.

В перспективе возможно принятие на вооружение вместо ракеты LAHAT новой ракеты Excalibur с тандемной боевой частью. В настоящее время этот выстрел находится в процессе разработки, которую ведут компании Rafael и IAI. Выстрел с ракетой Excalibur имеет некоторые тактические преимущества по сравнению с ракетой LAHAT. В новой ракете используются технологии, применяемые в ПТУР Spike, в которой реализован принцип «выстрелил и забыл». Однако разработка ракеты Excalibur идет пока очень медленно.

В связи с тем, что на новом танке заряжающий лишен возможности вести огонь из 7,62-мм пулемета FN MAG ввиду отсутствия люка на башне, пулеметная установка командира получила более совершенную конструкцию. Теперь командир может вести прицельный огонь из этого пулемета, не открывая свой люк. Установка 12,7-мм пулемета над пушкой, которая применялась на ранних модификациях танков Merkava, осталась. Крупнокалиберный пулемет очень эффективен в условиях боя в городе, а также используется для тренировочных стрельб из танка, позволяя экономить дорогостоящие боеприпасы. На некоторых танках Merkava Mk4 вместо 12,7-мм пулемета устанавливают 40-мм автоматический гранатомет М19. Это дает некоторые дополнительные преимущества при бое в урбанизированной местности.

 

Лучшая подвижность

Танк массой 65 т имеет новый немецкий дизель МТ883, разработанный компанией MTU, развивающий мощность 1500 л.с.

Силовая установка, включающая двигатель и автоматическую трансмиссию Renk RK325, управляется компьютером, который также обеспечивает выдачу необходимой информации водителю. Автоматическая коробка передач танка Merkava Mk4 обеспечивает включение пяти передач для движения вперед, а не четырех, как в трансмиссии танка Merkava Mk3. Благодаря новой более мощной силовой установке танк Merkava Mk4 имеет удельную мощность примерно 23 л.с./т, что значительно больше, чем на ранних модификациях машин этого типа. Решетка выхлопного тракта осталась в том же месте, как и на всех предыдущих модификациях танка Merkava - в передней части правого борта. Выхлопное отверстие стало значительно больше, чем на ранних моделях машины и имеет несколько другую конструкцию защитных решеток, которые стали иметь форму двойных шевронообразных жалюзи. Также были приняты меры по снижению тепловой сигнатуры танка для снижения вероятности обнаружения машины с использованием тепловизионных приборов наблюдения или прицеливания.

Подвеска танка также была усовершенствована по отношению к той, что использовалась на танках Merkava Mk3. По требованиям израильских военных танк должен быть способен к движению по пересеченной местности со скоростью не вызывающей дискомфорт экипажа или «пробой» подвески. По заявлениям израильтян танк Merkava Mk4 может двигаться по пересеченной местности со скоростью 55-60 км/ч. В отличие от самых последних вариантов танка Merkava Mk3, на Merkava Mk4 полностью вернулись к использованию всех опорных катков с резиновыми бандажами. Следует заметить, что резиновые бандажи на передней паре опорных катков танка Merkava Mk4 разрушаются и отлетают значительно раньше, чем на всех остальных опорных катках. Это является признаком чрезмерных тепловых и динамических нагрузок, которые испытывают катки из-за значительной массы машины. Из-за возросшей массы танка Merkava Mk4 пришлось заново разрабатывать конструкцию тормозов машины. Проблема, с которой конструкторы столкнулись разрабатывая еще самую первую модификацию «Меркавы», вернулась назад в самом начале разработки нового проекта. Удивительно, но в отличие от своих предшественников, танк Merkava Mk4 пока еще не оснащен креплениями на лобовых броневых деталях для навешивания катковых тралов RKM.

По мнению израильских военных в будущих вооруженных конфликтах экипажам боевых машин придется действовать с наглухо закрытыми крышками люков. Отравляющие вещества, осколки снарядов, огонь снайперов делают опасной роскошью открытые люки и высунутые из них головы членов экипажа.

Танк Merkava Mk4 оснащен четырьмя видеокамерами, установленными в бронированные корпуса снаружи танка. Они позволяют механику-водителю вести наблюдение вокруг машины, в том числе сзади нее и в стороны бортов. Изображение с камер выдается на дисплей механика-водителя, имеющий высокое разрешение. Эта система была разработана компанией Vectop и получила название TST (Tank Sight System). Она обеспечивает обзор местности, как в дневных, так и в ночных условиях. Помимо таких высокотехнологичных средств, водитель может использовать довольно старое, но эффективное средство для определения габаритов машины и маневрирования в узких местах. Это гибкие штыри, наподобие антенн, расположенные на корпусе танка ближе к носовой его части. Обзор с места водителя также улучшен за счет того, что больше нет выпуклости на лобовом верхнем бронелисте у правого борта корпуса.

 

Отличительные особенности Merkava Mk4

Корпус танка более симметричен, чем на других модификациях танка Merkava. На верхней лобовой броневой детали отсутствует характерная выпуклость у правого борта корпуса, имевшая место на всех ранних модификациях танка. Стопор пушки по-походному размещен по центру, а не смещен вправо, как ранее. Танк Merkava Mk4 имеет ступенчатую форму башни с кассетами дымовых гранатометов с обеих сторон башни, которые внешне отличаются от тех, что использовались на более ранних вариантах танков Merkava. На башне отсутствует люк заряжающего. На этом месте установлен независимый панорамный прицел командира в бронеколпаке.

 

Технические характеристики танка Merkava Mk 4

 

Экипаж, чел.                                                            4

Боевая масса, т                                                      65

Удельная мощность, л.с./т                                      23,1

Среднее удельное давление на грунт, кГ/см²          0,96

Длина, м:

- с пушкой вперед                                                   9,04

- по корпусу                                                            7,97

Ширина, м                                                               3,72

Высота, м:

- по командирской башенке                                     2,80

- по крыше башни                                                    2,66

Высота линии огня, м                                              2,15

Клиренс, м                                                              0,49

Максимальная скорость по шоссе, км/ч                  65

Запас хода, км                                                        500

Глубина преодолеваемого брода, м

- без подготовки                                                      1,40

- с подготовкой                                                       2,4

Емкость топливных баков, л                                   1400

Максимальный угол подъема, %                             70

Максимальный угол крена, %                                  40

Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м   1,05

Ширина преодолеваемого рва, м                            3,55

Двигатель:

- марка                                                                     MTU 883

- тип                                                                        дизель жидкостного охлаждения

- развиваемая мощность, л.с.                                 1500

Трансмиссия:

- марка                                                                    Renk 325

- тип                                                                        гидромеханическая

Подвеска                                                                 независимая, пружинная

Вооружение:

- основное, количество, калибр, тип пушки             1x120 ГП

- калибр спаренного пулемета, мм                          1 x 7,62

- количество и калибр зенитного пулемета             1 x 7,62 или 1х12,7

- калибр миномета                                                  1 x 60

Боекомплект, выстрелов:

- к пушке                                                                  48

- к пулеметам                                                          10000

СУО:                                                                        Knight Mk 3

- приводы башни                                                     электрические

- управление от командира танка                            есть

Углы наведения, град.

- башни                                                                    360

- пушки                                                                    +20/-7

Стабилизатор вооружения                                       в двух плоскостях

Дальномер                                                              лазерный

Система защиты от ОМП                                         есть