Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
Средний танк "Чи-ха"

Средний танк "Чи-ха"

01.10.2013

Пантелеймон Омелянюк

В 30-е гг. прошлого века японское танкостроение, опирающееся на французские и особенно – британские образцы, на мировом уровне выглядело вполне прилично. Однако Страна восходящего солнца, готовясь к созданию "сферы сопроцветания Великой Восточной Азии", а попросту – к захвату огромных территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, японское военно-политическое руководство сосредоточило основное внимание на развитии флота и авиации. Танкостроение же финансировалось "по остаточному принципу". В итоге, практически в течение всей Второй мировой войны японская бронетанковая техника оставалась на том же уровне, что и перед её началом. Типичным образчиком этой техники стал средний танк "Чи-ха" – второй по массовости японский танк после легкого "Ха-го". "Чи-Ха" составлял основу японских бронетанковых сил и активно использовался на всех театрах военных действий, где воевала японская армия.

История создания

В 1929 г. на вооружение Императорской японской армии был принят первый танк собственного производства – средний "2589" (или "тип 89"). Уже к моменту своего создания он не являлся особе передовой машиной – ведь в основу конструкции "тип 89" был положен английский средний танк Mk C, спроектированный в конце Первой мировой войны. Впрочем, для Азиатского ТВД, где танки, равно как и противотанковые средства, были чем-то из разряда экзотики, "тип 89" оказался вполне пригодным. Удачно дебютировав в 1932 г. во время т.н. "Шанхайского инцидента", он стал основной ударной силой японских бронетанковых войск и находился в производстве вплоть до 1939 г. (выпущено, по различным оценкам, от 230 до 404 экземпляров).

Однако в середине 30-х гг. японские военные начали подыскивать себе новую боевую машину, лишенную основных недостатков "типа 89" – недостаточной подвижности и слабого бронирования. В частности, во время операций в Манчжурии танки "тип 89" оказались неспособными сопровождать мотопехоту, передвигающуюся на грузовиках. В 1936 г. требования к новому среднему танку были окончательно сформулированы. Машина должна была сохранить комплекс вооружения "типа 89", считавшийся вполне достаточным – короткоствольную 57-мм пушку и два пулемета винтовочного калибра. Требовалось существенно уменьшить габариты и массу машины, усилить бронирование и повысить скорость движения.

За разработку танка взялись два конструкторских коллектива – фирмы "Мицубиси" и армейского арсенала в Осаке (того самого, где спроектировали и выпускали танки "тип 89"). Их проекты средних танков, получившие обозначение "Чи-ха" и "Чи-ни" (соответственно, "Средний третий" и "Средний четвертый") разнились достаточно существенно. Конструкторы арсенала в Осаке достаточно буквально восприняли требование облегчить танк – их машина имела массу менее 10 т, попадая скорее в категорию легких танков, а не средних. Поскольку при столь ограниченной массе увеличить толщину брони было проблематично, конструкторы постарались повысить защищенность машины путем установки броневых листов под большими углами наклона. Экипаж "Чи-ни" состоял из трех человек, размещение которых соответствовало легкому "Ха-го": механик-водитель и пулеметчик – в передней части корпуса, а командир, совмещающий также функции наводчика и заряжающего – в башне. Мотор мощностью 135 л.с. обеспечивал танку скорость в 30 км/ч. Ходовая часть базировалась на решениях, принятых для "Ха-го", а от "типа 89" "Чи-ни" унаследовал откидной "хвост", облегчающий преодоление широких рвов.

Конструкторы "Мицубиси" создали гораздо более тяжелую машину – "Чи-ха" весил порядка 15 т. Однако благодаря более мощной силовой установке – 12-цилиндровому V-образному дизелю, развивавшему 170 л.с. – скорость "Чи-ха" оказалась примерно на четверть выше, чем у конкурента. Большие размеры машины позволили увеличить состав экипажа до четырех человек, разместив в башне рядом с командиром ещё и заряжающего. Теперь командир не должен был разрываться, пытаясь одновременно наблюдать за обстановкой, давать указания механику-водителю, наводить орудие и заряжать его – от последней функции его освободили. Пулеметное вооружение располагалось стандартно для японских танков: один пулемет в лобовом листе корпуса, другой – в кормовой нише башни (таким образом, вести одновременно огонь из орудия и башенного пулемета было проблематично).

Схему ходовой части "Чи-ха" конструкторы "Мицубиси" определили не сразу. Первые проработки предполагали комбинации из семи или восьми опорных катков – сдвоенных сплошных и одинарных спицованных, и четырех поддерживающих роликов на борт. При этом одинарные катки блокировались попарно в шахматном порядке и подвешивались на коденчатых рычагах, сдвоенные же крепились на таких рычагах индивидуально. Амортизация обеспечивалась тремя наклонно установленными винтовыми пружинами, упирающимися в верхние концы коленчатых рычагов. Позже прорабатывался вариант с шестью сдвоенными спицованными опорными катками (сблокированными попарно в три тележки) и тремя поддерживающими роликами на борт. Каждая тележка подрессоривалась горизонтальной винтовой пружиной. Для прототипа же выбрали вариант, близкий к первому: три тележки по два одинарных спицованных катка, сблокированных в шахматном порядке, плюс два сдвоенных сплошных катка (1-й и 8-й).

В 1936-1937 гг. построили по два прототипа "Чи-ха" и "Чи-ни", прошедших сравнительные испытания. Военные склонялись к "Чи-ни" – несомненными достоинствами этой машины, в их глазах, была небольшая масса и меньшая по сравнению с конкурентом стоимость. Однако начавшаяся в 1937 г. очередная война с Китаем показала, что предпочтительнее является более подвижный и защищенный "Чи-ха". Тактические соображения взяли верх над экономическими, и на вооружение приняли изделие фирмы "Мицубиси", присвоив ему обозначение "тип 2597" (в дальнейшем сокращенное до "тип 97").

Серийные машины

Производство "Чи-ха" осуществляла компания-разработчик в кооперации с субподрядчиками – фирмами "Хитати" и "Нихон", а также армейским арсеналом в Сагами. Наиболее заметным отличием серийных машин от прототипов стала ходовая часть – теперь она представляла собой, по сути, ходовую часть "Ха-го" с добавленными двумя катками (передним и задним). Четыре центральных катка были сблокированы по два на качающихся коромыслах. Амортизацию обеспечивали две горизонтальные винтовые пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры тележек шасси связывались с пружинами посредством коленчатых рычагов и тяг. Такая система получила название "Хара" – по имени её изобретателя, одного из известнейших японских танкостроителей Томио Хара. Несмотря на свою относительную массивность, система "Хара" была достаточно компактной и обеспечивала большой ход балансиров. Она применялась на большинстве японских серийных танков. Два дополнительных опорных катка – передний и задний – имели независимую подвеску (через коленчатые рычаги они соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту). С каждого борта имелись три поддерживающих ролика.

Броня корпуса и башни "Чи-ха" состояла из катаных поверхностно закаленных листов толщиной от 8,5 до 27 мм. Наибольшую толщину имела бронезащита рубки механика-водителя и пулеметчика, башня бронировалась листами 25-мм толщины (за исключением крыши, где толщина брони составляла всего 10 мм). Борта корпуса имели толщину 20-25 мм, его крыша – 10-12 мм, а днище – 8,5 мм. Сборка осуществлялась на каркасе из подкладных полосок и уголков, при помощи болтов и заклёпок с пулестойкими головками, сварка почти не применялась. Корпус танка отличался сложной, асимметричной в верхней части, формой с надгусеничными нишами, башня – коническая. Для посадки и высадки экипажа служили два люка: двухстворчатый в крыше башни и одностворчатый – в корпусе, над местом пулеметчика.

Установленный в кормовой части танка 12-цилиндровый двухтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения, получивший, как и танк, обозначение "тип 97", развивал мощность170 л.с. (следует отметить, что Япония стала первой страной, запустившей в серийное производство танки с дизелями – они устанавливались уже на некоторых модификациях "типа 89"). Трансмиссия состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки передач с понижающей передачей, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов

Если силовая установка и ходовая часть "Чи-ха" были вполне на уровне конца 30-х гг., то по вооружению этот танк отстал от образцов ведущих стран на доброе десятилетие. Установленная в башне 57-мм полуавтоматическая пушка "тип 97" была лишена каких-либо механизмов наведения – наведение осуществлялось при помощи примитивного плечевого упора. Короткий ствол (18,4 калибра, или 1049 мм) обусловил невысокую начальную скорость снаряда, а, следовательно – и низкую бронепробиваемость, на расстоянии 500 м не превышавшую 17 мм, а 100 м22 мм. Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных снарядов (в стандартной комплектации – 80 осколочных и 40 бронебойных), размещенных на стеллажах в башне.

Вспомогательное вооружение «Чи-Ха» составляли два 7,7-мм пулемёта "тип 97", расположенных стандартно для японских танков — один пулемёт в кормовой нише башни и один слева в лобовом листе корпуса. Пулемёты располагались в установках на вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой установкой. Также на крыше башни располагался кронштейн для установки дополнительного зенитного пулемёта того же типа. Стандартный боекомплект пулемётов составлял 3825 патронов в магазинах: 2475 с обычной пулей и 1350 с бронебойной.

Радиостанция на танке изначально не предусматривалась. Отсутствовало и танковое переговорное устройство. Для передачи команд от командира танка механику-водителю имелась звуковая и световая сигнализация. Первая представляла собой зуммер, вторая – 12 нумерованных лампочек у механика-водителя и 12 соответствующих им кнопок у командира.

Единственным средством внешней связи на "Чи-ха" поначалу служили флажки. Естественно, такой примитивный способ сигнализации годился для управления на уровне взвода, максимум – роты, да и то в основном на марше. Поэтому практически одновременно с линейным танком на вооружение приняли командирский радиофицированный вариант "Чи-ки", предназначавшийся для полкового звена. Этот танк отличался увеличенной башней без пушечной установки с измененной командирской башенкой, наличием навигационного оборудования, большой поручневой антенной. Для увеличения дальности радиосвязи в корме машины между двумя мачтами можно было натянуть проволочную антенну. Чтобы компенсировать ослабление огневой мощи из-за снятия башенной пушки, танки "Чи-ки" вооружались 37-мм (а в некоторых случаях – и 57-мм) орудием в корпусе, вместо пулемета. В башне же монтировалась имитация пушечного ствола.

Серийный выпуск "Чи-ха" начался в 1938 г., когда было сдано 110 таких машин. В 1939 г. армия получила 202 таких танка, в 1940-м – 315, 1941-м – 507, и, наконец, в 1942 г. – 28 танков. Таким образом, общий объем выпуска "Чи-ха" (включая и небольшое количество командирских машин) составил 1162 единицы.

Уроки Халхин-Гола

В 1939 г. новые японские средние танки появились в Китае. К тому времени командование Императорской японской армии не имело опыта применения достаточно крупных танковых сил. В боях против китайцев танки использовались повзводно, максимум – поротно. Но уже летом 1939 г. представился случай опробовать тактику действий в значительно большем масштабе – вспыхнул конфликт на р. Халхин-Гол. Японцы направили в тот район, помимо пехотных и кавалерийских частей, механизированное соединение – 1-ю танковую группу генерал-лейтенанта Масуоми Ясуока. Её костяк составили 3-й и 4-й танковые полки, располагавшие в общей сложности 73 танками (34 "тип 89", 35 "тип 95", то есть, легких "Ха-го", и четыре новых "тип 97") и 14 танкетками. Кроме них, в подчинении Ясуока были ещё два пехотных полка. Силы 1-й танковой группы выглядели достаточно мощно – до сих пор Императорская японская армия не сосредотачивала в одном кулаке столько боевых машин. Но, как известно, все познается в сравнении: с советской стороны на Халхин-Голе действовало около 500 танков и 350 бронеавтомобилей. Даже если учесть примерно полсотни японских танкеток и броневиков, приданных пехотным и кавалерийским соединением, преимущество советских войск в бронетехнике было подавляющим.

2 июля 1939 г. 1-я танковая группа пошла в бой, пытаясь прорвать оборону советской 9-й мотоброневой бригады. Японские танкисты обладали достаточным боевым опытом, накопленным за годы войны в Китае, вот только опыт этот был достаточно специфичным: в боях против вражеских танков до сих пор им участвовать не приходилось. На Халхин-Голе же японцам пришлось в полной мере ощутить, что называется, на своей шкуре, мощь 45-мм пушек, которыми были вооружены советские танки БТ-5 и бронеавтомобили БА-6. В ходе четырехдневных боев 1-я танковая группа потеряла более половины своих танков – 42 единицы. И хотя 13 из них впоследствии удалось отремонтировать, полки Ясуока 9 июля были отведены в тыл.

Опыт боев на Халхин-Голе наглядно показал японскому командованию, что вооружение их новейшего среднего танка не отвечает современным требованиям – следовало заменить 57-мм пушку с низкими баллистическими характеристиками орудием с лучшими бронебойными качествами. Едва принятый на вооружение "тип 97" подлежал модернизации.

"Шинхото Чи-ха"

Японские танкостроители довольно оперативно учли новые требования – в том же 1939 г. на испытания вышел опытный образец нового танка "тип 98", или "Чи-хо" ("Средний пятый"). По сравнению с "Чи-ха" он отличался уменьшенными размерами (в ходовой части на каждый борт имелось не 6, а 5 катков), но главным усовершенствованием стала новая пушка – длинноствольная 47-мм "экспериментальный тип 97". Правда, разработка орудия задерживалась – на испытания оно поступило в июне 1940 г., а в сентябре было установлено в башне "Чи-хо". Ещё одним интересным решением стала замена пулемета винтовочного калибра, устанавливавшегося в кормовой нише башни, крупнокалиберным 13,2-мм (копией французского "Гочкисса") с боепитанием из 20-патронных магазинов.

Однако "Чи-хо" в серию не пошел – к тому времени в разработке уже находился новый средний танк "Чи-хе" ("Средний шестой"). Эта машина имела массу порядка 17 т и усиленное бронирование (толщина лобовой детали корпуса – 50 мм, маски пушки – 40 мм). 12-цилиндровый дизель развивал мощность 240 л.с., что позволило не только компенсировать возрастание массы, но и улучшить подвижность. В новой трехместной башне устанавливалась 47-мм пушка "тип 1" с длиной ствола 62 калибра. Её бронебойный снаряд на дистанции 500 м пробивал броню толщиной 68 мм – вчетверо больше, чем снаряд пушки танка "Чи-ха"! Правда, способ наведения пушки на цель оставался архаичным – при помощи плечевого упора. Прежним оставалось и расположение пулеметов – в лобовом листе корпуса и кормовой нише башни. Впервые в практике японского танкостроения "Чи-хе" получил радиостанцию как стандартное оборудование.

К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну танк "Чи-хе" был принят на вооружение как "тип 1", но все ещё проходил испытания. Императорская японская армия начала войну с теми же средними танками "Чи-ха" и легкими "Ха-го", неспособными эффективно поражать бронированные цели. А столкнуться с таковыми японским танкистам неминуемо пришлось бы – американские войска на Филиппинах располагали легкими танками М3, относительно неплохо защищенными и вооруженными 37-мм длинноствольными пушками. В такой ситуации полковник Сейносуке Сонода, командир 7-го танкового полка, высадившегося на о. Лузон, направил запрос об срочном отправлении на театр военных действий танков с 47-мм пушками – имея ввиду "Чи-хе" (до войны он служил в Танковом исследовательском комитете при министре армии и был в курсе ведущихся разработок). Вот только беда – таких танков в металле ещё не существовало… Решение нашли быстро – специалисты фирмы "Мицубиси" предложили "пересадить" башню, созданную для "Чи-хе" на отработанное в производстве шасси "Чи-ха". Десять модифицированных таким образом танков прибыли на Филиппины 29 марта 1942 г. и впоследствии показали себя в боях с лучшей стороны. А дальнейшая практика подтвердила, что изречение "нет ничего более постоянного, чем временное" работает и в японских условиях: модифицированный "Чи-ха" приняли на вооружение как "тип 97 Каи", или "Шинхото Чи-ха" ("Чи-ха с новой артиллерийской башней") и запустили в производство. В 1942 г. выпустили 503 таких танка, а в 1943-м – ещё 427, что в сумме дает 930 единиц. Кроме того, в этот вариант переоборудовали ещё некоторое количество ранее выпущенных стандартных танков "Чи-ха" (встречаются цифры в пределах 115-300 единиц). Боекомплект орудия на "Шинхото Чи-ха" состоял из 104 снарядов: 66 бронебойно-осколочных и 38 осколочных

Снятым с "Чи-ха" башням с короткоствольными 57-мм орудиями нашли применение – их устанавливали на легкие танки "Ха-го". Такой гибрид получил обозначение "тип 4" "Ке-ну".

А что же "Чи-хе"? В конечном итоге, он также был внедрен в производство, но только в 1943 г., а объем его выпуска ограничился 170 единицами.

Самоходные артустановки и другие машины на базе "Чи-ха"

Будучи долгое время наиболее тяжёлым из доступных японцам танковых шасси, "Чи-ха" послужил основой для большого количества машин самого разнообразного назначения. Прежде всего, это касалось самоходных артиллерийских установок, предназначенных для поддержки танковых частей. С использованием артиллерийской части "антикварной" (принятой на вооружение ещё в 1905 г.) 150-мм гаубицы "тип 38" была создана САУ "тип 4", или "Хо-ро" ("Артиллерийский четвертый"). Орудие монтировалось на месте башни и прикрывалось спереди и частично с боков броней толщиной 25 мм. Максимальная дальность стрельбы снарядом, весившим 35,9 кг, составляла 5900 м. Количество выпущенных в 1940-1942 гг. САУ "Хо-ро" точно неизвестно – встречаются цифры от 12 до 25 единиц.

Весьма похожей на "Хо-ро" была САУ "тип 1" "Хо-ни" I ("Артиллерийский второй") – с той лишь разницей, что она вооружалась 75-мм пушкой "тип 90". Эта достаточно современная пушка была принята на вооружение в 1930 г. Снаряд орудия весил 6,56 кг, а дальность стрельбы достигала почти 15 км (в буксируемом варианте; в самоходном в связи с ограничением угла возвышения до 25° вместо 43° этот показатель был ниже). Возимый боекомплект "Хо-ни" I составлял 54 выстрела. Серийное производство этой САУ началось в 1941 г., а до ноября 1943 г. выпустили лишь 26 "Хо-ни" I. Часто эти самоходки именуют противотанковыми, но по своему назначению "Хо-ни" I являлись САУ поддержки, более приспособленными для стрельбы с закрытых позиций.

В 1942 г. появилась САУ "тип 2" "Хо-ни" II, вооруженная 105-мм гаубицей "тип 99" (масса снаряда 16 кг, дальность стрельбы 10800 м). Возимый боекомплект составлял 20 снарядов. В 1943-1945 гг. выпустили 54 таких САУ, а ещё 8 переоборудовали из линейных танков.

САУ "тип 3" "Хо-ни" III вооружалась той же 75-мм пушкой "тип 90", что и "Хо-ни" I, но имела полностью закрытую боевую рубку семигранной в плане формы. Такая самоходка позиционировалась как истребитель танков. В 1944-1945 гг. путем переоборудования линейных танков изготовили 31 САУ "Хо-ни" III. Насколько можно судить по имеющимся фотографиям, помимо "Чи-ха" для переоборудования в САУ "Хо-ни" III применялись и шасси танков "Чи-хе".

В небольшом количестве во второй половине войны по заказу морской пехоты выпускался "штурмовой" вариант "Чи-ха", вооруженный короткоствольной 120-мм пушкой с дульным тормозом, установленной в башне.

Японцы оказались настоящими затейниками в плане создания спецмашин на шасси "Чи-ха". Чего стоит, хотя бы, бронированная лесоповалочная машина "Хо-к" – по сути, танк, лишенный башни и снабженный массивным клинообразным ножем-отвалом перед корпусом. В 1941 г. выпустили 40 таких машин. Первоначально "Хо-к" поступили в дислоцированные в Маньчжурии инженерные части и предполагались к использованию в Сибири в грядущем наступлении на СССР, но в связи со сменой планов были переброшены в Новую Гвинею, где использовались при строительстве аэродромов в джунглях. Другой экзотикой являлась машина "Ка-ха", предназначавшаяся для уничтожения вражеских линий проводной связи. Она отличалась от стандартного танка отсутствием пушки и установкой генератора высокого (до 10 кВ) напряжения. Выпустили четыре такие машины.

Более привычной для европейцев являлась изготовленная на базе "Чи-ха" бронированная ремонтно-эвакуационная машина "Се-ри". Стандартная башня заменялась на них на небольшую башенку с 7,7-мм пулемётом, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Изготовили всего два или три экземпляра такой БРЭМ. Также в небольших количествах на базе "Чи-ха" выпускали танковые мостоукладчики и танки-тральщики с тралами цепного типа.

Боевой дебют: Малайя и Филиппины

Халхин-Гол стал для "Чи-ха" лишь "первой примеркой", пробой сил. Настоящее боевое крещение им предстояло пройти в ходе кампаний в Малайе и на Филиппинах. В частности, в составе 25-й армии, начавшей высадку в Малайе 8 декабря 1941 г., было три танковых полка – 1-й, 6-й и 14-й, в общей сложности 211 танков. 11 декабря 1-й ТП (40 танков "Чи-ха" и 12 легких "Ха-го") отличился при прорыве британских позиций на линии Джитра. Впоследствии при продвижении на юг, к Сингапуру, танки пришлось использовать даже в качестве транспортных средств для перевозки грузов в условиях джунглей. 7 января 1942 г. 6-й ТП форсировал реку Слим, прорвав в очередной раз британскую оборону и захватив крупные трофеи. Участвовали "Чи-ха" и в операциях против крепости Сингапур – вплоть до его падения 15 февраля. К тому времени 1-й и 14-й ТП уже перегруппировались на север, на Бирманский фронт, войдя вместе со 2-м ТП в состав 15-й армии.

10 декабря 1941 г. началась высадка японских войск на Филиппинах – на о. Лузон. В состав выделенной для этой цели 14-й армии вошли 4-й и 7-й ТП. Наряду с некоторым количеством современных танков, в них были и устаревшие машины – например, средние "тип 89". Американцы же располагали примерно 180 легкими танками М3 и 50 САУ Т12 (75-мм пушки на шасси полугусеничного БТР). 22 декабря 1941 г. состоялся первый в истории войны на Тихом океане танковый бой между танками "Ха-го" 4-го ТП и американскими М3 из 192-го танкового батальона. Этот и последующие боевые эпизоды подтвердили уроки Халхин-Гола: слабые бронебойные характеристики пушек японских танков. Мы уже упоминали об инициативе командира 7-го ТП, приведшей к созданию "Шинхото Чи-ха" – как временного решения этой проблемы. Фирма "Мицубиси" в экстренном порядке установила новые башни с 47-мм пушками на 10 танков "Чи-ха". Машинами вооружили специальную роту, которую возглавил майор Мацуока. Рота прибыла на Филиппины 29 марта 1942 г., а уже 6 апреля Мацуока сменил на посту командира 6-го ТП погибшего инициатора создания "Шинхото Чи-ха" – полковника Сонода.

Ко времени появления на Филиппинах "Шинхото Чи-ха" бои на о. Лузон в основном закончились. Последним оплотом американцев оставался о. Коррехидор. Для участия в высадке на этом острове японцы выделили танковый отряд капитана Хидео Хо в составе пяти "Шинхото Чи-ха" и трофейного М3. Примечательно, что сам капитан действовал на трофейном танке – он единственный в его отряде был оборудован радиостанцией! Отряд Хидео Хо высадился на Коррехидоре в первой волне десанта, вскоре после полуночи с 5 на 6 мая 1942 г. Танки участвовали в подавлении очагов сопротивления. 6 мая гарнизон Коррехидора капитулировал – так завершилась кампания на Филиппинах.

Гуадалканал, Сайпан, Гуам

Наступательный порыв японцев достаточно быстро выдохся – уже к середине 1942 г. все ощутимее начало сказываться превосходство американцев и их союзников в ресурсах. Япония переходила к стратегической обороне, пытаясь сформировать защитный периметр из островных гарнизонов. Американцы же приступили к методичной ликвидации этих опорных пунктов.

7 августа 1942 г. американская морская пехота высадилась на о. Гуадалканал. 16 октября японцы предприняли контрудар, высадив на острове свой десант. В его составе была 1-я отдельная танковая рота, вооруженная дюжиной "Чи-ха". Костяк её личного состава составляли опытные офицеры и солдаты 4-го ТП, но их боевой опыт оказался бесполезен против огня американских 37-мм противотанковых пушек. 26 октября, при попытке форсировать вброд р. Матеника, на противоположном берегу которой заняли позиции американцы, 10 из 12 танков "Чи-ха" были выведены из строя. На этом, собственно, и закончилось боевое применение японских танков на Гуадалканале.

Более подходящими для применения танков, чем покрытый джунглями Гуадалканал, оказались острова в центральной части Тихого океана. Особое стратегическое значение имели Сайпан и Гуам – захватив их, американцы получили бы базы в опасной близости от Японских о-вов. Осознавая этот факт, японское командование сосредоточило для обороны этих пунктов довольно значительные силы, в т.ч. и танковые. Здесь разместили подразделения 9-го ТП. 1-я и 2-я его роты (29 танков "Чи-ха" и "Ха-го") находились на Гуаме, а 3-я, 4-я и 5-я – на Сайпане. Последние, наряду с другими типами, располагали небольшим количеством танков "Шинхото Чи-ха" – единственными, способными хоть как-то противостоять американским танкам.

15 июня 1944 г. началась американская высадка на Сайпане. Десант поддерживали два танковых батальона с "Шерманами" и огнеметными танками "Сатан" (модификация легкого М3А1). В ночь на 17 июня японцы предприняли массированную контратаку, рассчитывая сбросить противника в море. На острие главного удара шли 44 танка 9-го ТП. Однако скрытно подойти к американским позициям им не удалось – танки производили много лязга на галечных пляжах своими гусеницами. Американцы открыли огонь осветительными снарядами, и танки 9-го полка, которым предстояло преодолеть открытое пространство, стали видны как на ладони. Все что оставалось сделать – это методично расстреливать их из 37-мм противотанковых пушек и базук. Несколько "Чи-ха", пытаясь обойти подбитые машины, застряли в болоте, став легкими мишенями. И хотя часть танков сумела-таки прорваться к линии обороны американских морпехов, те быстро расправились с ними средствами ближнего боя. Так захлебнулась самая массовая японская танковая атака за всю войну. После кровавой ночи осталось лишь 12 исправных танков – по 6 "Ха-го" и "Чи-ха". Часть из них погибла 24 июня в неравном бою с "Шерманами" морской пехоты, остальные позже были добиты армейскими "Стюартами".

21 июня американцы высадились на западном берегу Гуама. В первых боях против десанта принимали участие лишь легкие танки "Ха-го". 11 "Чи-ха" 2-й роты 9-го ТП отвели к северу от места высадки и впоследствии использовали для поддержки пехоты в ночных контратаках. Последняя такая атака состоялась в ночь на 9 августа. В ней участвовали 5 "Чи-ха", потерь не понесших – базуки морских пехотинцев были выведены из строя из-за дождя. Но уже на следующий день американские "Шерманы" атаковали японский опорный пункт. Два "Чи-ха" были подбиты, а ещё семь захвачены – те либо были неисправны, либо не имели горючего. 10 августа сопротивление японцев на Гуаме прекратилось.

Филиппины, Иводзима, Окинава

Готовясь к обороне Филиппин, японцы в январе 1944 г. перебросили туда из Манчжурии 2-ю танковую дивизию, располагавшую примерно 220 танками (включая "Шинхото Чи-ха"), а также САУ "Хо-ни" и "Хо-ро". Её сосредоточили на о. Лузон. Командующий японскими войсками генерал Ямасита отказался от использования 2-й ТД как ударного кулака, распределив танки по опорным пунктам пехотных частей и поставив задачу как можно дольше сдерживать американское наступление. Основные силы были сосредоточены у Сан-Мануэля (45 танков 7-го ТП, в основном "Шинхото Чи-ха") и у Муньез (52 боевые машины 6-го ТП).

Ждать американцев пришлось достаточно долго – высадка на Лузоне началась лишь 9 января 1945 г. 17 января у Линмангансена состоялся танковый бой – "Шерманы" 716-го танкового батальона подбили 4 "Шинхото Чи-ха" 7-го ТП. К утру 28 января в этом полку оставалось 30 танков. Вместе с пехотными частями он оказался в окружении. Попытка контратаки захлебнулась – большинство машин были подбиты огнем вражеских танков и самоходок (сами американцы потеряли три "Шермана" и одну САУ М7). 30 января прорывающаяся из окружения колонна в составе 8 "Чи-ха" и 30 грузовиков была буквально расстреляна у Умунгана. Схожей была и судьба других частей 2-й ТД – окружение, изнурительные бои и гибель. К 5 мая 1945 г. американцы уничтожили на Филиппинах 203 танка "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха". 2-я ТД прекратила существовать…

19 февраля 1945 г. началась высадка американцев на Иводзиме. Здесь дислоцировались подразделения 27-го ТП, располагавшие 28 боевыми машинами – в основном "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха". Танки использовались на стационарных позициях в качестве огневых точек, и довольно быстро были уничтожены.

Две роты 27-го ТП (13 легких "Ха-го" и 14 "Шинхото Чи-ха") входили в состав гарнизона Окинавы. На этом острове американцы высадились 1 апреля 1945 г. Японские танки находились в северной части Окинавы, основные же бои поначалу разгорелись на западе. Поэтому в течение нескольких недель роты 27-го ТП потерь почти не понесли. Но 5 мая при попытке контратаки американцы учинили им форменный разгром. Впоследствии, хотя японцы оборонялись на Окинаве до 1 июня, танки участия в боях уже не принимали.

Бирма, Китай, Манчжурия, Курилы

В Бирме после нескольких частных операций, предпринятых в 1943 г. в начале следующего года союзники перешли в наступление. К тому времени танковые силы японцев на этом фронте представлял 14-й ТП, частично укомплектованный "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха". Последние из них были потеряны в боях в марте 1945 г.

В Китае танки "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха" имелись в составе 3-й ТД (12-й, 13-й и 17-й ТП). Наиболее крупные операции с её участием проводились в ходе осеннего наступленяи 1943 г., имевшего целью захват китайских аэродромов, с которых в это время начались налеты американских бомбардировщиков В-29 на объекты на территории Манчжурии и Японии. В апреле-октябре 1944 г. 3-я ТД, в которой к тому времени оставался лишь один танковый полк – 12-й – участвовала в успешном наступлении против гоминьдановских войск в направлении на Лоян и Синань. А в марте-апреле 1945 г. объектами ударов для 3-й ТД вновь стали американские аэродромы в Китае.

Квантунская армия (вместе с 17-м Корейским фронтом) к августу 1945 г. располагала 1215 танками. Превосходство советских войск в количественном отношении было более чем четырехкратным (5200 танков и САУ), а в качественном – подавляющим (даже старые БТ-7, все ещё имеющиеся в значительном количестве на Дальнем Востоке, существенно превосходили "Чи-ха"). Когда 9 августа 1945 г. советские войска перешли в наступление, японские танковые части ничем себя не проявили, а их техника была захвачена прямо в парках. А вот на Курилах (острова Шумшу и Парамушир) части 11-го ТП сопротивлялись достаточно ожесточенно, но к концу августа были уничтожены.

Исправные танки, взятые у Квантунской армии (в т.ч. около 350 "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха") советская сторона передала Народно-освободительной армии Китая. В её рядах бывшие японские танки участвовали в гражданской войне против правительства гоминьдана в 1945-1949 гг. Войска Чан Кай-ши тоже достаточно широко применяли японскую бронетехнику. А в самой Японии отдельные экземпляры уцелевших "Чи-ха" эксплуатировались Силами самообороны в качестве учебных вплоть до начала 60-х гг.!

***

Танк "Чи-ха" по европейской классификации было бы верно отнести не к средним, а к легким танкам. И в этой категории он смотрелся бы достаточно неплохо на фоне, скажем, британских ранних крейсерских танков или немецких Pz.Kpfw. II. Но воевать "Чи-ха" пришлось с машинами, существенно превосходящими его по боевому потенциалу – прежде всего, американскими "Шерманами". Рассчитывать на успех в бою с такими танками было трудно даже модернизированным "Шинхото Чи-ха".

 

" Чи-ха"

"Шинхото Чи-ха"

Боевая масса, т

14

15,8

Длина, м

5,55

5,55

Ширина, м

2,23

2,23

Высота, м

2,21

2,38

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

38

38

Запас хода по шоссе, км

210

210

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м

глубина брода, м

ширина рва, м

подъем, град.

 

1

1

2,5

30-35

 

1

1

2,5

30-35