Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД»

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД»

15.01.2014

Все началось с «Тигра»

Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны – «Фердинанд» - обязана, с одной стороны интригам вокруг тяжелого танка VK 4501(P), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Pak 43.

Как известно параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche. Машина VK 3001(P) - первая созданная в цехах нового завода Nibelungenwerkе в Сент-Валентине - получила фирменное название «Леопард» (Leopard) и обозначение Typ 100. В 1940 году были построены два опытных образца шасси, оставшиеся без башен, так и не поступивших от фирмы Krupp. Главной особенностью поршевских шасси стала электромеханическая трансмиссия. Два двигателя, изготовленные венской фирмой Simmering-Graz-Pauker AG, мощностью по 210 л.с. каждый вращали два генератора, которые, в свою очередь, приводили в движение два электромотора. От них крутящий момент передавался на ведущие колеса. Еще одной «изюминкой» VK 3001(P) была оригинальная конструкция подвески, ставшая впоследствии отличительной чертой машин Фердинанда Порше. Шесть опорных катков на борт были сгруппированы в три тележки с довольно сложной, но очень эффективной подвеской при помощи расположенных снаружи продольных торсионов. Танк должен был получить модифицированную башню от Pz.IV с 75-мм короткоствольной пушкой. В дальнейшем на «Леопард» планировалось установить 105-мм пушку L/28. В 1941 - 1942 годах обе машины проходили испытания, часто прерывавшиеся из-за многочисленных неполадок в трансмиссии.

В мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ фирме Porsche на разработку танка VK 4501(P) с 88-мм пушкой и фирме Henschel - на VK 3601(H) c пушкой с коническим стволом. Изготовить прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года.

Работа по сборке машины Sonderfahrzeug II, или Typ 101, официально именовавшейся в документах управления вооружений как Panzerkampfwagen VI, VK 4501(P) Tiger (P), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Следует подчеркнуть, что название Tiger или Tiger (P) своему танку присвоил лично Фердинанд Порше, а уже впоследствии оно перешло к танку фирмы Henschel. Компоновка, как самого танка, так и моторно-трансмиссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001(P). Два расположенных параллельно друг другу 10-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Typ 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма Siemens-Schuckert. Что касается башни, то она разрабатывалась в инициативном порядке фирмой Krupp в тесном сотрудничестве с Porsche.

Между тем фирма Henschel быстро спроектировала, изготовила и вывела на испытания свой VK 3601(H), проходивший по документам также как Panzerkampfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло никаких проблем: моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть были хорошо отработаны на предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т, защищенная 100-мм лобовой броней, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается башни и вооружения, то для этого танка они так и не были созданы. Дело в том, что фирма Krupp предлагала свой Gerat 725 - 75-мм пушку с коническим стволом. Но когда выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки включает в себя вольфрамовый сердечник массой 1 кг, от нее поспешно отказались - боеприпасы этой пушки «съели» бы весь вольфрамовый лимит Вермахта. Успешно прошедшая испытания, на которых, кстати, присутствовал министр вооружений А.Шпеер, машина оказалась не у дел. Впрочем, ненадолго...

Заметим, что VK 3601(H) с самого начала рассматривался в качестве промежуточной модели, как ступенька к следующей, более мощной боевой машине. Недаром планируемый выпуск этого танка был ограничен 172 экземплярами. Поскольку первоначальный вариант вооружения оказался неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать какое-то новое решение. И его нашли - на танк была установлена крупповская башня, разработанная для VK 4501(P). Правда, для этого потребовалось увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части корпуса. У VK 3601(H) появились надгусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал называться VK 4501(H). Главным же было то, что на машине Э. Адерса, так же как и на танке Ф. Порше, «прописалась» 88-мм танковая пушка.

Это орудие было разработано фирмой Friedrich Krupp AG с использованием качающейся части зенитной пушки 8,8-cm Flak 18/36 - знаменитой «acht-acht» («восемь-восемь»), без сомнения самого известного артиллерийского орудия  Второй мировой войны. В танковом варианте, получив дульный тормоз и электроспуск, пушка стала именоваться 8,8-cm KwK 36.

Впрочем, для танка фирмы Henschel предусматривался и второй вариант вооружения - 75-мм пушка KwK 42 L/70 в башне фирмы Rheinmetall-Borsig. Особенностью этой башни, изготовленной лишь в качестве деревянной модели в натуральную величину, был кормовой пулемет MG 34 в шаровой установке. Машина с рейнметалловской башней имела индекс Н2, с крупповской - Н1.

В марте 1942 года Гитлер предложил отправить прототипы тяжелых танков на фронт, дабы провести испытания в реальных боевых условиях. Вскоре после этого весьма сомнительного предложения он объявил, сколько танков должно быть готово к октябрю 1942 и к марту 1943 года. Было полным отрывом от реальности требовать к концу сентября 1942 года поступления 60 машин от Porsche и 25 - от Henschel, а к концу февраля 1943-го - еще 135 боевых машин от обеих фирм. Тут необходимо отметить, что оба танка еще до начала каких-либо серьезных испытаний фактически уже были запущены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke началась сборка опытной партии сразу из 10 машин VK 4501(P), а фирме Krupp заказали 90 башен. Вслед за этим Ф. Порше планировал выпустить 35 танков к январю 1943 года и 45 к апрелю. Еще дальше пошел его конкурент: изготовление первых 60 машин VK 4501(H) началось уже в середине 1941 года, и хотя к весне 1942-го был готов только один экземпляр, узлы и агрегаты остальных не пропали - их использовали впоследствии при сборке серийных «тигров».

20 апреля 1942 года, в день рождения Гитлера, оба танка были показаны фюреру в его ставке «Волчье логово» (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии. Причем при доставке VK 4501(Н) возникли определенные трудности, поскольку гусеницы танка выступали за габарит железнодорожной платформы на 50 мм с каждой стороны. На время перевозки танка пришлось перекрывать движение на всех участках железнодорожной линии Кассель - Растенбург. Не обошлось без проблем и с танком Ф. Порше - при выгрузке с платформы своим ходом тяжелая машина увязла в грунте. Хеншелевцы предусмотрительно использовали для этой цели 70-тонный железнодорожный кран, а поршевцы решили блеснуть. В конце концов, и им все-таки пришлось прибегнуть к помощи крана.

На следующий день обе машины прибыли в ставку. В 10.30, как это следует из воспоминаний Эрвина Адерса, начали собираться руководители рейха и Вермахта. Геббельс и Геринг отсутствовали. Когда в 11.00 появился Гитлер, сотрудники фирм-изготовителей выстроились для представления фюреру. Затем состоялось награждение Фердинанда Порше Крестом за военные заслуги I класса. После торжественной части Гитлер около получаса осматривал машину Порше, внимательно выслушивая объяснения конструкторов. Танку Хеншеля он уделил всего 2 - 3 минуты, задал Адерсу один вопрос и отошел. Затем состоялся показ танков в движении.

После обеда прибыл Геринг. В присутствии его и министра вооружения Шпеера состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м VK 4501(P) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м - 45 км/ч. При этом двигатель VK 4501(H) перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. Главный инженер фирмы Henschel Курт Арнольд предложил Шпееру сравнительные испытания на маневренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(P). С огромным трудом, например, танк совершал повороты на 90о. На этом фоне VK 4501(H) показал себя с самой лучшей стороны - многотонная машина крутилась буквально на пятачке, приводя в восторг зрителей.

Впрочем, эта демонстрация танков, по сути, ничего не решала - впереди были настоящие испытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501(P) и один VK 4501(H). В результате у танка фирмы Porsche, как и в случае с VK 3001(P), выявили низкую надежность электротрансмиссии. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходимость и маленький запас хода - всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел использовать новые танки и в Северной Африке, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Разместить же дополнительное количество топлива в танке оказалось невозможно из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия требовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб.

Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы Henschel. Гитлер вынужден был согласиться.

 Появление «Фердинанда»

 Несмотря на принятие на вооружение танка фирмы-конкурента, Порше не прекратил работы над своей машиной, тем более, что 21 июня 1942 года он получил указание вооружить ее 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр. Впрочем, чисто техническая невозможность такого решения выяснилась очень быстро, о чем руководство завода Nibelungenwerke проинформировало заказчика  - министерство вооружений.

Мысль о переделке танка VK 4501(P) в тяжелое штурмовое орудие была впервые высказана Гитлером на совещании 22 сентября 1942 года. Спустя неделю, слова фюрера обрели форму официального указания Управления вооружений сухопутных войск Вермахта. Было решено переделать 90 готовых и находящихся в разной стадии сборки в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501(P) в штурмовые орудия. Надо сказать, что сначала Порше проигнорировал это указание и лишь после окрика фюрера, последовавшего в октябре 1942 года, приступил к его реализации.

Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось производить сборку новых САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke. В Берлине изготовили только две самых первых машины. Изготовлением, а точнее, переделкой бронекорпусов для самоходок занимался металлургический завод Oberdonau в австрийском городе Линц, а изготовлением рубок – завод фирмы Krupp в Эссене. Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний - девяностый «Фердинанд», покинул заводские цеха 8 мая. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне. Проходили интенсивные испытания и два «Фердинанда», собранные на заводе Alkett. Их результаты сразу поступали на Nibelungenwerke и учитывались при сборке последующих машин.

В июле 1943 года был закончен проект бронированной эвакуационной машины Bergepanzer Tiger (P). Он представлял собой шасси «Фердинанда», в кормовой части которого была установлена небольшая рубка в форме усеченной пирамиды с люками и пулеметной установкой в лобовом листе. Машина оборудовалась лебедкой тяговым усилием 10 т, смонтированной снаружи. Дополнительная бронезащита на БРЭМ не устанавливалась. Было изготовлено пять таких машин, которые отправили на фронт осенью 1943 года.

 Конструкция «Фердинанда»

 Как уже говорилось выше для «фердинандов» использовались корпуса не принятых на вооружение танков Tiger (P). При этом корпуса подверглись некоторым переделкам. В частности пришлось переделать корму, подготовив ее к установке рубки.

Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger (P) были усилены накладными 100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами М38 с пулестойкой головкой. Кроме того, сверху и с боков они были обварены. Таким образом, лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись «в шип» и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу 8 косынками и 16 болтами изнутри. Помимо этого с наружной стороны рубка крепилась к корпусу с помощью планок. В лобовом листе рубки имелась амбразура для пушки, шаровая маска которой закрывалась восьмигранным бронелистом толщиной 80 мм. Он крепился к броне рубки с помощью 8 болтов М38 с пулестойкими головками.

В бортовых и кормовом листах рубки имелись пять отверстий с заглушками для стрельбы из личного оружия. Кроме того, в кормовом листе имелся большой круглый люк для демонтажа пушки и электродвигателей, а также для аварийного покидания машины экипажем. В его крышке имелся небольшой круглый лючок для загрузки боеприпасов и выброса стреляных гильз.

В передней части корпуса располагались рабочие места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Typ aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью специальных электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колеса кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой. Пуск каждого двигателя осуществлялся с помощью электростартера Bosch мощностью 4 л.с. На случай отказа электростартера и для запуска двигателя в холодное время года каждый двигатель имел инерционный стартер, маховик которого приводился во вращение заводной рукояткой  из боевого отделения.

 Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной еще на опытном шасси VK 3001(P). Ведущее колесо имело съемные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.

В рубке в цапфах специального станка была установлена 88-мм пушка Pak 43/2 (в самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения был возможен в секторе 28о. Угол возвышения +14о, склонения  -8о. Затвор горизонтальный клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединенной со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком удачной, не обеспечивавшей полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь корпуса в щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части «фердинандов» укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165 мм броню (при угле встречи 90о), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193 мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.

        ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ФЕРДИНАНД»

Боевая масса, т........................65

Экипаж, чел. .......................... 6

Габаритные размеры, мм:

длина............................. 8140

ширина ........................... 3380

высота............................ 2970

клиренс.............................480

Толщина брони, мм:

лоб корпуса и рубки ................200

борт и корма ....................... 80

крыша .............................. 30

днище .............................. 20

Макс. скорость движения, км/ч:

по шоссе ........................... 20

по местности ....................... 11

Запас хода, км:

по шоссе ...........................150

по местности ....................... 90

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град. ................ 22

ширина рва, м .................... 2,64

высота стенки, м ..................0,78

глубина брода, м .................... 1

Длина опорной поверхности, мм ...... 4175

Удельное давление, кг/см2 .......... 1,23

Удельная мощность, л.с./т ....... около 8

В боях 1943-го года

Боевое крещение «фердинанды» приняли в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerjager Abteilung - sPz.Jager Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором - 44 «Фердинанда». Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и поселка Теплое (653-й дивизион).       

Особенно тяжелые потери понес 654-й дивизион в основном на минных полях. На поле боя остался 21 «Фердинанд». 15 июля подбитая и уничтоженная в районе станции Поныри немецкая техника обследовалась представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии. Большая часть «фердинандов» находилась на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т.д. У пяти «фердинандов» повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а еще одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки. Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Еще один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами. Единственным достойным противником тяжелых немецких самоходок оказалась самоходно-артиллерийская установка СУ-152. 8 июля 1943 года полк СУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года было потеряно 39 «фердинандов». Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации поврежденных штурмовых орудий.

Первые бои «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. Причем, с точки зрения тактики их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления на советско-германском фронте практически неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Появились «фердинандомания» и «фердинандобоязнь». Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в крайнем случае, не участвовал в бою с «фердинандами». Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же «подбитых» «фердинандов» приближается к нескольким тысячам. Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких там «мардерах», «бизонах» и «насхорнах» и называло любую немецкую самоходку «Фердинандом», что свидетельствует насколько велика была его «популярность» у наших бойцов. Ну, а кроме того за подбитый «Фердинанд» без разговоров давали орден.

 Появление «Элефанта»

Опыт боевого применения «фердинандов» выявил целый ряд недостатков в его конструкции. Уже в сентябре 1943 года в Управление вооружений из 656-го полка истребителей танков поступил перечень  изменений, которые желательно было бы внести в конструкцию истребителя танков. В конце ноября 1943 года поступило распоряжение о передислокации полка в Австрию для ремонта и модернизации машин в заводских условиях. В силу ряда причин переброска подразделений полка в Рейх затянулась до января 1944 года. Всего в Австрию прибыл 51 «Фердинанд», но четыре машины имели настолько сильные повреждения, что их было решено не восстанавливать.

В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся «фердинандов». В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемета MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули «задом наперед» для лучшего его крепления, а также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем – «Фердинанд».

      В последних боях

 Весной 1944 года на Восточном фронте вновь появились «фердинанды». После  завершения операции «Цитадель», оставшиеся в строю «фердинанды» были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа 654-й дивизион отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. 16 декабря дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.

Из справки, поданной в Главное командование сухопутных войск, следует, что до 5 ноября 1943 года 656-й полк уничтожил 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 других орудия, 103 противотанковых ружья, три самолета, три бронеавтомобиля и три САУ.

В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае - июне 1944 года - под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Здесь в ходе боев дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен» и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против «элефантов» свои тяжелые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. 3 августа остатки дивизиона - 12 боеспособных машин - отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ «Ягдтигр», а оставшиеся в строю «элефанты» были сведены в 614-ю тяжелую противотанковую роту.

До начала 1945 года 614-я тяжелая противотанковая рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля ее перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. Последние бои «элефанты» провели в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи) в конце апреля в Вюнсдорфе и Цоссене. В окруженном Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св.Троицы.