Танки мира Танки мира
+7(495)230-06-83
Время работы: пн-пт c 10 до 18
worldtanks.vip@mail.ru
Hetzer

Hetzer

18.08.2014

Hetzer

История создания

К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают поставленным перед ними задачам. Это объяснялось появлением у противников Германии новых танков, лучше бронированных и вооруженных. В свою очередь «мардеры», также имевшие достаточно мощное вооружение, были защищены броней лишь номинально. Требовалась новая, хорошо бронированная компактная самоходная установка – истребитель танков.

В то же время наступил кризис и в штурмовой артиллерии. В ноябре 1943 года англо-американская авиация подвергла мощной и весьма успешной бомбардировке берлинский завод фирмы Alkett. В результате этого авиаудара были серьезно повреждены цеха и оборудование крупнейшего производителя штурмовых орудий – основного противотанкового средства танковых и моторизованных соединений Вермахта. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой срыва. Чтобы не допустить этого к их выпуску в декабре 1943 года подключилась фирма Krupp. Поскольку последняя являлась генподрядчиком по выпуску средних танков Pz.IV, то неудивительно, что, приступая к производству штурмовых орудий, крупповцы использовали шасси «четверки». Благодаря использованию рубки от StuG III обе САУ были унифицированы почти на 20%. Но новое штурмовое орудие StuG IV во-первых оказалось довольно дорогим, а во-вторых – для их производства использовались шасси танков Pz.IV, которых Вермахту тоже не хватало. Необходимо было искать какое-то иное решение, привлекать к выпуску штурмовых орудий другие предприятия. Специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) обратили свой взор на пражский завод BMM. На завод поступило указание начать производство штурмового орудия StuG 40. Но эта 23-тонная боевая машина была ему явно «не по зубам». Вот тогда-то и вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в августе – сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа – StuG nA – «штурмовом орудии нового образца». Тогда он особого интереса у военных не вызвал, теперь на завод поступил срочный заказ – закончить проект в весьма сжатые сроки.

17 декабря 1943 года военных ознакомили с проектной документацией новой боевой машины. В основу ее конструкции были положены агрегаты как серийного танка Pz.38(t), так и опытного образца разведывательного танка TNHnA. В качестве вооружения предполагалось использовать безоткатное орудие, однако из-за его неготовности на машину установили противотанковую 75-мм пушку Pak 39. К 24 января 1944 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет САУ и вскоре Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно длинное название «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Pak 39 на шасси Pz.38(t)». Что касается танковых войск, то там самоходке присвоили более краткое наименование Leichte Panzerjager 38(t) – «легкий истребитель танков на шасси Pz.38(t). Эта чехарда названий завершилась в ноябре 1944 года присвоением новой самоходке наименования Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) и кода Sd.Kfz.138/2. Наконец, 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название Hetzer («хетцер»). Чаще всего в литературе это название переводится как «охотник», что в целом не противоречит истине, но если быть более точным, то «хетцер» - это егерь, псарь, поскольку «хетце» - это травля, то есть псовая охота.

 

Описание конструкции

 

Первый прототип новой самоходки был изготовлен в марте 1944 года. По своей компоновке она представляла безбашенную машину с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным с большими углами наклона броневых листов. Так верхний лобовой лист корпуса, имевший толщину 60 мм, был наклонен под углом 60о, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40о. Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15о. Такой же толщины кормовой лист – под углом 40о. В отличие от всех предшествующих боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ «Хетцер» находилось слева от продольной оси машины. За ним размещались наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая выполнялась съемной и крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, имелись два люка, закрывавшихся двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначался для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй – командира.

По-видимому, с целью удешевления «Хетцер» был не слишком хорошо оснащен приборами наблюдения. В распоряжении механика-водителя имелись две смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог обозревать местность в перископический прицел Sfl.Zfla., заряжающий – через перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90о к оси корпуса (в положении «9 часов») был жестко закреплен перископический прибор наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Он был установлен в откидной крышке надмоторного люка в положении «6 часов», то есть позволял вести наблюдение в корму. Командир мог пользоваться стереотрубой, но только при открытом люке. При закрытых люках машина была почти «слепа» по правому борту.

Как уже упоминалось выше, в качестве основного вооружения на «Хетцере» применялась 75-мм проти­вотанковая пушка Раk 39/2 с длиной ствола 48 калиб­ров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее продольной оси машины. Ма­лые размеры боевого отделения при достаточно массивном казен­нике пушки, а также несимметричная установка ее в боевом отделении привели к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° влево и до 10° вправо). Вертикальная наводка была возможна в пределах от -6о до +12о.

Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкострое­нии такое достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Это стало возмож­ным благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка. Такую рамку для орудия Раk 39/Раk 40 спроек­тировал в 1942 - 1943 годах инженер К.Штольберг, но неко­торое время она не вызывала доверия у военных. Однако, после изучения захваченных летом - осенью 1943 года со­ветских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в рамках, немецкое командование поверило в работоспособность подобной конструкции. Немцы применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV и Panzer IV/70, а позднее и на «Ягдпантере». Рамку вместе с оруди­ем Раk 39/2 и подвижной бронировкой позаимствовали для «Хетцера» у САУ Jagdpanzer IV. По конструкции и баллистике Раk 39/2 была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Бронебойный снаряд, покидавший ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30о. Подкалиберный снаряд при начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции пробивал броню толщиной 97 мм.

Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась сильно перегруженной (пустая САУ имела дифферент на нос, приводивший к проседанию передней части до 8 -10 см относительно кормы), конструк­торы попытались блегчить ее. Для этого, в ча­стности, у серийных машин ранних выпусков не­сколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску пе­редних опорных катков.

Пушки Раk 39/2 оснащались дульным тормозом. Однако на САУ Jagdpanzer IV в боевых частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое было весьма существенным. Серийные САУ «Хетцер» покидали цехи уже без дульного тормоза пушки – его попросту свинчивали, но уже в заводских условиях.

Оборонительный пулемет MG 42 размещался на кры­ше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел заряжающий.

Боекомплект пушки состоял из 40 – 41 выстрела, пулемета – из 1200 патронов.

В силовом отделении «Хетцера» устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga AE мощностью 160 л.с. при 2600 об/мин. Использование этого мотора повлекло за собой изменения в системе выхлопа. В отличие от двигателя Praga EPA, который устанавливался на танках Pz.38(t), на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх через крышу силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке. Радиатор емкостью. 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Допускалось также использование спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два бензобака емкостью 220 л (левый) и 100 л (правый). В процессе работы двигателя топливо из правого бака перетекало в левый. Подача топлива осуществлялась с помощью электрического насоса Solex Autopulse. Двигатель оснащался двумя карбюраторами Solex 46 FNVP. Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавал­ся с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga-Wilson планетарная, пятискоростная, с предва­рительным выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед коробкой пе­редач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые переда­чи и тормоза. Следует отметить, что во время испытаний трофейного «Хетцера» в СССР, на про­селочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч.

Ходовая часть, конструктивно аналогичная таковой у Pz.38(t), применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков диаметром 810 мм, заимствованных у танка TNHnA. Опорные катки были сблокированы попарно в две балансирные тележки, подвешенные на усиленных полуэллиптических листовых рессорах (толщина листов была увеличена с 7 до 9 мм). Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось впереди. Направляющее колесо вместе с механизмом натяжения гусеницы располагалось сзади. С каждого борта имелось по одному обрезиненному одинарному поддерживающему катку. В каждой гусенице насчитывалось 96 – 98 траков. Ширина гусеницы – 293 мм. Колея «Хетцера» по сравнению с танком Pz.38(t) была увеличена с 2140 мм до 2630 мм.

Боевая масса САУ составляла 16 т.

 

Производство

 

Первые серийные самоходки Jagdpanzer 38 выехали из ворот завода ВММ в апреле 1944 года. Первоначальный заказ на 1944 год составил 1000 боевых машин этого типа. Однако быстро стало ясно, что производственных мощностей завода ВММ для его выполнения не хватит. Поэтому в июле 1944 года к выпуску САУ подключились заводы Skoda в Плзене. Соответственно возросли и аппетиты военных: уже в сентябре они хотели получить 400 «хетцеров» - 300 от ВММ и 100 от Skoda! Дальнейшие планы прироста производства поражают как своим размахом, так и нереальностью. Так, в декабре 1944 года Вермахт хотел получить 700 «хетцеров» (400 + 300), а в марте 1945-го – 1000, по 500 машин от каждого завода-изготовителя! В действительности же производственные успехи чехословацких предприятий были значительно скромнее. В апреле 1944 года были изготовлены 20 «хетцеров», в мае – 50, в июне – 100, в июле – 110 (10 из них на заводе Skoda). До февраля 1945 года оба завода передали Вермахту только 2000 самоходок. Своего пика производство достигло в январе 1945 года, когда были изготовлены 434 «хетцера» (289 + 145). В марте и апреле оба предприятия усиленно бомбились американской авиацией и темп выпуска боевых машин начал спадать. В апреле удалось изготовить только 117 машин. Всего же за год производства заводские цеха покинули 2827 самоходных установок «Хетцер».

 

Боевое применение

 

Боевое крещение «хетцеры» получили в составе 731-го и 743-го противотанковых батальонов резерва главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung) в июле 1944 года. Каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и три самоходки в штабе батальона. В августе 1944 года роты «хетцеров» начали поступать на вооружение пехотных, егерских и ополченческих дивизий Вермахта и войск СС. В каждой роте насчитывалось 14 машин. Кроме того, до конца войны были сформированы еще несколько противотанковых батальонов резерва главного командования. «Хетцеры» активно использовался на всех фронтах вплоть до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 на Восточном и 101 - на Западном фронте.

На экспорт «хетцеры» поставлялись только в Венгрию. В декабре 1944 – январе 1945 годов 75 машин этого типа поступили на вооружение подразделений самоходной артиллерии 1-й венгерской танковой дивизии. Они принимали участие в боях в районе Будапешта.

 

Боевые и специальные машины на базе «Хетцера»

 

Начиная с мая 1944 года выпускались командирские машины Panzerbefehlswagen 38. От линейных САУ они отличались установкой дополнительной радиостанции Fu 18 и уменьшенным боекомплектом пушки. Внешне эти машины можно было отличить по наличию второй антенны типа «метелка». Кроме того часть командирских машин не имела оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.

Наиболее массовой специальной машиной на базе «Хетцера» была БРЭМ Bergepanzer 38. Она разрабатывалась и выпускалась параллельно с САУ. Всего было изготовлено более 180 БРЭМ, часть из них, правда, на шасси танка Pz.38(t).

БРЭМ имела открытый сверху корпус, оснащалась 5-тонной лебедкой и 2-тонным краном. С февраля 1945 года выпускались машины с 10-тонной лебедкой трос которой выводился с помощью направляющего ролика через отверстие в левой задней стенке корпуса.  Балки крана были усилены. Лобовая броня корпуса была уменьшена до 30 мм, механик-водитель получил расширенное смотровое окно и перископы. Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником. Масса БРЭМ составляла 14,5 т.

Машина не получила широкого распространения, так как с ее помощью имелась возможность эвакуации только легких боевых машин массой до 18 т.

В ходе подготовки к Арденнской наступательной операции для боёв в городских условиях был спроектирован огнеметный танк Flammpanzer 38. Отличия огнемётного варианта от линейной САУ сводились к установке на месте 75-мм пушки пневматического пехотного огнемёта Flammenwerfer 41 с сохранением прицела и углов наведения пушки, но изменённой маской орудия и кожухом, надетым на брандспойт и имитирующим ствол пушки, а также размещению в боевом отделении 700-литрового бака с огнесмесью. Дальность действия огнемёта составляла до 50 — 60 м, а максимальная длительность работы — 87,5 с. В декабре 1944 года фирмой BMM были переоборудованы 20 «Хетцеров». Flammpanzer 38 использовались специальными подразделениями вермахта в ходе Арденнской операции и Балатонской операции, по итогам которых их боевое применение было сочтено не вполне удачным.

В середине 1944 года на фирме «ВММ» производились два вида шасси: Jagdpanzer 38 («Хетцер») и GW 38 («Мардер» и «Бизон»). Это усложняло  обслуживание и ремонт различных боевых машин в войсках, тем более, что «Мардер» уже снимался с производства, а слабое бронирование «Бизона» все более ограничивало области его применения. В сентябре 1944 года ОКН принял решение об установке 150-мм тяжелого пехотного орудия sIG 33 на шасси Jagdpanzer 38 («Хетцер»).

Проект САУ разработали быстро, быстро изготовили и опытный образец. В качестве базы использовали Bergerpanzer 38, в боевом отделении которого вместо лебедок и такелажного оборудования разместилось орудие sIG 33/2, дополнительно прикрытое спереди и с боков броневыми листами толщиной 10 – 15 мм. После испытаний новую САУ классифицировали как «штурмовой танк», но ее производство сдерживалось рядом факторов, в первую очередь загруженностью заводов «ВММ» и «Шкода» выпуском истребителей танков и их ремонтом. В конце ноября 1944 года заказ на производство этих штурмовых танков был передан, видимо, на фирму Alkett, где их изготовили в количестве 24 штук и еще 7 машин было переделано из «хетцеров» в ходе капитального ремонта. Впрочем, возможно, производством этих машин занималась и какая-либо другая фирма, поскольку достоверно известно, что ни ВММ, ни Skoda их не выпускали.

Помимо этих машин «Хетцер» послужил базой для изготовления прототипов или проектирования целого ряда опытных образцов разведывательных танков, штурмовых гаубиц и противотанковых САУ. Наиболее любопытным из них можно считать истребитель танков Hetzer Starr («Хетцер-штарр»). Немецкое слово «штарр» переводится как «жесткий» или «неподвижно закрепленный». У этого варианта ствол 75-мм пушки был жестко связан с лобовым листом корпуса, а противооткатные устройства отсутствовали. Для обеспечения горизонтального и вертикального наведения орудие размещалось в шаровой установке. Первый прототип был изготовлен в мае 1944 года, еще три машины – в сентябре. Все они были отправлены на фирму Alkett для дальнейших испытаний. Зимой 1944 – 1945 годов завод ВММ изготовил опытную партию из 10 машин «Хетцер-штарр». Причем часть из них оснащалась дизельным двигателем Tatra 103 мощностью 220 л.с., с которым скорость машины несколько возросла.

В октябре 1944 года фирма ВММ получила заказ на проектирование разведывательного танка массой до 15 т на шасси «Хетцера». Машина имела открытый сверху корпус с надстройкой в которой устанавливалась 75-мм короткоствольная пушка К51. Экипаж машины состоял из трех человек. Полигонные испытания машины проводились зимой – весной 1945 года и завершились вполне успешно.

Помимо этого варианта планировалось создать разведывательные танки, вооруженные 20-мм зенитной пушкой Flak 38, спаренной установкой 20-мм танковых пушек  KwK 38 и 120-мм минометом. Есть данные, что прототипы этих машин были изготовлены в 1945 году, но на испытания не поступали и серийно не выпускались.

Была отклонена и реализация проекта Jagdpanzer 38 lang. Внешне эта машина напоминала «Фердинанд» - боевое отделение размещалось в кормовой части машины. Такая компоновка позволяла разместить вооружение в виде триплекса из 75-мм пушки KwK 42, 88-мм пушки «Тигра» или 150-мм мортиры StuH 43. Предполагалось установить на САУ дизель фирмы Tatra. Судя по всему, дальше эскизного проекта дело не пошло.

Больше повезло 105-мм штурмовой гаубице на базе «Хетцера». Из-за незначительного объема изменений (105-мм гаубицу установили в карданной рамке 75-мм пушки) фирма ВММ в сентябре – октябре 1944 года изготовила один прототип. Машина успешно прошла испытания, однако все работы по ней были прекращены.

Из стадии проекта не вышел и танк на базе «Хетцера». С инициативой его создания выступила в октябре 1943 года фирма Krupp. Первоначально речь шла об установке башни с 75-мм пушкой KwK 40 L/43 на легкий танк Pz.38(t). Но такое решение требовало значительных переделок корпуса танка и было отклонено. Идею реанимировали после начала производства «Хетцера». Теперь речь шла об установке на его корпус штатной башни с вооружением от Pz.IV. Речь шла о создании некоего «бюджетного» танка, требовавшего немного затрат при производстве и аналогичного по огневой мощи и защищенности среднему танку Pz.IV. Проект был одобрен, но мощности двигателя для танка было недостаточно. Пришлось облегчить машину, ликвидировав командирскую башенку и двери в бортах башни. Экипаж уменьшили на одного человека. Это был шаг назад, так как в итоге получилось, что-то вроде Т-34 1941 года. Проект был отклонен.

Последней работой фирм BMM и Tatra в рамках совершенствования «Хетцера» стал проект семейства самоходных орудий под названием Jagdpanzer 38(d). В отличие Jagdpanzer 38(t), где буква t в скобках говорила о чехословацком происхождении машины, новую САУ по-видимому посчитали полностью немецкой разработкой, поскольку буква d обозначает deutsche – немецкий.

База САУ была удлинена до 5,27 м, толщина лобовой брони достигла 80 мм. Вооружение нового истребителя танков планировалось из 75-мм «пантеровской» пушки с длиной ствола в 70 калибров. Дизель Tatra мощностью 220 л.с. позволял машине массой 16,5 т развивать скорость до 45 км/ч.

Машина получилась удачной и сразу несколько фирм стали готовиться к ее серийному производству – с июля 1945 года ежемесячный выпуск САУ должен был достичь 1250 штук в месяц. Шасси Jagdpanzer 38(d) стали рассматривать как массовое, им планировалось полностью заменить шасси Pz.III и Pz.IV при изготовлении различных боевых машин. Достаточно сказать, что с июля 1945 года на новой базе планировалось выпускать 105-мм штурмовую гаубицу, разведывательный танк, БРЭМ, три варианта орудийных транспортеров, 280-мм штурмовую мортиру, бронетранспортер, зенитный танк и, наконец, новый танк вместо Pz.IV. Впрочем, по понятным причинам, реализовать все эти планы не удалось.

 

После войны

 

Рассказ о «Хетцере» будет не полным без упоминая о послевоенной судьбе этой боевой машины. 27 ноября 1945 года штаб танко­вых войск чехословацкой армии принял решение об исполь­зовании для нужд национальной обороны бывших не­мецких боевых машин — истребителей танков «Хет­цер», получивших новый индекс ST-I, и «Мардер», переименованных в ST-II. Кроме того, для обучения лич­ного состава танковых войск на вооружение послевоенной чехословацкой армии был принят невооруженный вариант «Хетцера», названный ST-III. На территории Чехословакии было обнару­жено более 300 «хетцеров», пригодных к восстановлению и достройке.

В феврале 1946 года фирма CKD получила заказ на изготовление, или капитальный ремонт 50 САУ ST-I и 50 учебных машин ST-III. Заказ был выполнен в течение 1946 – 1947 годов. При этом у машина ST-III сохранила неизменными ходовую часть и силовую установку, корпус же подвергся некоторым изменениям. На его крыше установили прямоугольную рубку, место орудия заняла башенка инструктора, а напротив места механика-водителя в броне был прорезан прямоугольный смотровой люк.

В феврале 1947 года последовал заказ еще на 20 ST-I, размещенный на фирме Skoda, а в конце 1949 года — еще на 30 машин. В итоге армия получила 100 новых самоходок ST-I и 50 учебных машин ST-III. Всего же с учетом оставшихся от Вермахта и отремонтированных машин в че­хословацкой армии по состоянию на 1 января 1949 года имелось 246 САУ и три БРЭМ Bergepanzer 38.

Все эти боевые машины поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, которые должны были стать основой для формирования моторизованных дивизий. Впрочем, в 1948 году, они были преобразованы в 351-й и 352-й полки самоходной артиллерии. В этих частях истребители танков ST-I и штурмовые орудия StuG III (чехословацкое обозначение ShPTK 40/75) эксплуатировались до начала 1950-х годов. В дальнейшем, по мере поступления в Чехословацкую народную армию боевой техники советского производства, немецкие машины переводились в резерв, а затем списывались.

В феврале 1949 года фирма CKD приступила к разработке огнеметного танка на шасси ST-I. Всего пла­нировалось вооружить огнеметами 75 боевых машин. У опытного образца штатная 75-мм пушка была демонтирована, а ее амбразура заглушена броневым листом. На крыше корпуса разместили вращающуюся цилиндрическую башню, в которой в двух раздельных шаровых установках находились немецкий огнемет Flammenwerfer 41 и советский пулемет ДТ. Прототип, получивший обозначение РМ-1, изготовили к февралю 1951 года. Однако его испытания оказались не слишком обнадеживающими – дальность огнеметания была явно недостаточной, всего 60 м. Пражская фабрика Konstrukta занялась модернизацией огнемета. В конце мая 1953 года танк, оснащенный новым огнеметом с дальностью стрельбы до 140 м, поступил на испытания. Впрочем, вскоре военные сообщили, что больше не заинтересованы в боевой машине подобного типа.

Вскоре после окончания Второй мировой войны интерес к истребителю танков ST-I проявила Швейцария, на вооружении армии которой уже состояли танки чехословацкого производства. 15 августа 1946 года Швейцария заказала восемь машин этого типа, присвоив им обозначение G-13. Фирма Skoda быстро изготовила тре­буемые машины, используя задел, оставшийся от немцев. Однако, последовавший в ноябре 1946 года еще один заказ на 100 машин оказался на грани срыва, так как не оказалось в наличии ору­дий Раk 39/2. Тем не менее, выход вскоре был найден: в корпус САУ было предложено устанавливать пушки StuK 40, которые в годы войны выпускались заводом Skoda. После некоторой конструктивной доработки это орудие удалось разместить в боевом отделении самоходки. Кроме того, по требованию заказчика вместо бензинового мотора Praga AE, начиная с 65-й машины стали устанавливать дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л.с.

Для улучшения обзора командирский люк в G-13 был перенесен с правого борта на левый (командир и заряжающий поменялись места­ми) и был дооборудован поворотным перископом. А вместо оборони­тельного пулемета на корме САУ была установлена зенитная турель. Все машины оснащались радиостанциями швейцарского производства.

САУ настолько понравилась швейцарцам, что в 1947 году они заказа­ли еще 50 единиц G-13. Последние 20 машин были переданы за­казчику только 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков стояли до 1968 года.

В приобретении ST-I был заинтересован и Израиль. Министерство обороны Чехословакии готовило передачу 65 самоходок и 6000 75-мм выстрелов. Однако, продавец и покупатель не сошлись в цене и до сделки не дошло.